«Национальное Рейтинговое Агентство» повысило рейтинг кредитоспособности лизинговой компании ПАО «ТрансФин-М» до уровня «AA+».
Повышение рейтинга ПАО «ТрансФин-М» обусловлено положительной динамикой ключевых показателей по МСФО и РСБУ, увеличением размера фактического капитала после размещения конвертируемых облигаций и существенным улучшением срочной структуры активов и пассивов Компании за счет увеличения срочности заимствований на долговых рынках. Компания сохраняет сильные рыночные позиции на российском рынке лизинга и характеризуется высокой прозрачностью и публичностью деятельности. Высокая рентабельность, достаточный уровень ликвидности, поступательный рост лизингового портфеля и усилия Компании по увеличению отраслевой диверсификации портфеля оказывают положительное влияние на рейтинг.
Давление на рейтинг по-прежнему оказывают высокая концентрация бизнеса Компании на железнодорожной отрасли и, как следствие, высокая чувствительность бизнеса Компании к ухудшению макроэкономической ситуации в России. Позитивными факторами в данном случае являются высокая вероятность восстановления суточных арендных ставок в 2015 году в результате снижения профицита парка и рост стоимости подвижного состава в результате инфляции и увеличения стоимости металла. Учитывая значительный объем привлеченных от банков средств, НРА не исключает, что на деятельность Компании могут оказать влияние процентные риски.
ПАО «ТрансФин-М» создано 4 февраля 2005 г. В 2013 году в целях консолидации лизингового бизнеса при НПФ «Благосостояние» и формирования сильного игрока на рынке лизинга осуществлен ряд корпоративных процедур по объединению компании «Русрейллизинг» и «ТрансФин-М». 23 декабря 2013 года была завершена процедура реорганизации ОАО «ТрансФин-М» и ОАО «РРЛ», в результате которой ОАО «РРЛ» присоединено к ОАО «ТрансФин-М». 24.11.2014 года Компания получила статус Публичного акционерного общества. Акционерами Компании являются ОАО "Объединенные Кредитные Системы" (89,98% акций) и ЗАО «Стабильные Инвестиции» (10%), конечным бенефициаром Компании остается НПФ «Благосостояние».
Компания специализируется, преимущественно, на лизинге подвижного состава и входит в число крупнейших лизинговых компаний в России. Компания предпринимает усилия по диверсификации направлений деятельности, в 2013-2014 гг. были заключены контракты на лизинг авиационного транспорта, судов, строительной техники и различных видов оборудования, также продолжает развиваться направление лизинга автотранспорта, при этом, лизинг железнодорожного транспорта остается ключевым направлением (доля в новом бизнесе за 3 квартала 2014 года около 87%). За 2013 г. объем нового бизнеса компании составил более 123 млрд. руб., лизинговый портфель превысил 200 млрд. руб., за 3 квартала 2014 года объем нового бизнеса составил 54,5 млрд. рублей, а лизинговый портфель вырос до ~240 млрд. рублей. Крупнейшими клиентами Компании являются: ОАО «РЖД», ОАО Авиакомпания «Трансаэро», ОАО «Федеральная грузовая компания», ЗАО «ТрансКлассСервис», ООО «Сибирская транспортная компания», ООО «Рейл Гарант», «Русагротранс» и другие.
Компания осуществляет финансирование лизинговых контрактов за счет диверсифицированного портфеля банковских кредитов, а также за счет привлечения средств на долговых рынках. Крупнейшими банками-кредиторами Компании являются: Группа ВТБ, Сбербанк, Банк «Россия», Связь-Банк, Юникредит Банк, Глобэксбанк и другие кредитные организации.
На сегодняшний день в обращении находятся 15 выпусков облигаций совокупной номинальной стоимостью 38,5 млрд. руб., бумаги торгуются на Московской бирже. В 2014 году были погашены 10 выпусков облигаций компании на сумму 6,75 млрд. руб. по номиналу. В сентябре-ноябре 2014 г. рефинансированы облигации на сумму 22,7 млрд. руб. В марте 2015 г. будут выпущены облигации на сумму 2,5 млрд. руб. В результате данных мероприятий пиковые нагрузки на погашение облигаций были перенесены с 2015–2016 годов на 2019–2021. Ежегодный объем погашения облигаций в 2016–2018 годах после удлинения в среднем составляет 2,2 млрд. руб. Средний срок дюрации портфеля вырос с 2,0 до 5,4 лет и приблизился к срочности активов компании.
Советом директоров Компании согласована программа выпуска облигаций, конвертируемых в акции, общим объемом 10 млрд. рублей, которую планируется реализовывать посредством трех траншей. С 16 по 24 декабря 2014 года был размещен первый транш на сумму 3 млрд. рублей, последующие - по 3,5 млрд. рублей каждый – планируется разместить в 2015-2016 гг. Облигации размещаются по закрытой подписке сроком на 3 года. Форма погашения облигаций – путем конвертации в акции компании, в конце срока.
Стратегия развития Компании направлена диверсификацию бизнеса за счет развития новых направлений, а также на развитие операционного лизинга в рынке железнодорожного транспорта. Ключевой задачей Компании в 2015 году является повышение инвестиционной привлекательности за счет увеличения капитала, включение облигаций в ломбардный список, увеличение сроков обращения облигационных выпусков и получение международного кредитного рейтинга. Компания планирует направить усилия на поиск новых рынков финансирования (страны БРИКС, Таможенный союз). Также в перспективе Компания намерена осуществить секьюритизацию лизингового портфеля с целью рефинансирования текущих кредитов и увеличения сроков пассивной базы. Компания уделяет значительное внимание развитию системы управления рисками, усовершенствование риск-менеджмента является одной из ключевых стратегических задач ПАО «ТрансФин-М».
В компании сформирована система корпоративного управления, соответствующая лучшим международным практикам. Аудитор отчетности компании по МСФО - Ernst & Young.
В соответствии с отчетностью по МСФО ПАО «ТрансФин-М» за 2013 год и 1 полугодие 2014 года, ключевые финансовые показатели демонстрируют рост: активы Компании за полтора года с 31.12.12 г. выросли в 2,2 раза и составили 82,4 млрд. рублей, собственный капитал превысил 7 млрд. рублей против дефицита капитала на 31.12.12 г.
Отчетность по РСБУ за 3 квартала 2014 года в целом отражает те же тенденции. За 9 месяцев 2014 года активы Компании выросли на 23% до 104,3 млрд. рублей, собственный капитал – на 11% до 7,9 млрд. рублей. Уровень достаточности капитала Компании остается умеренным (коэффициент автономии на 30.09.14 г. составил около 0,076, сократившись за 9 месяцев с 0,084), однако, планируемое в течение ближайших двух лет увеличение собственного капитала за счет выпуска конвертируемых облигаций на 10 млрд. рублей в значительной степени повлияет на уровень достаточности капитала, уже по итогам 2014 года фактический размер собственного капитала Компании, с учетом размещения конвертируемых облигаций, превысит 10 млрд. рублей. Долг Компании по кредитам и займам составляет на 30.09.14 г. 80,1 млрд. рублей (рост на 19% с начала года), срочная структура долга комфортная – 80% заимствований относятся к долгосрочным. Валютные риски в деятельности Компании незначительные. Качество активов Компании оценивается как довольно высокое – доля дефолтов по лизинговому портфелю мизерная, давление на качество активов оказывает высокая отраслевая концентрация клиентов Компании и предметов лизинга. Поддержку умеренному уровню ликвидности Компании оказывает сбалансированная срочная структура операций Компании, способность привлечения средств от банков или на долговом рынке, а также возможность поддержки со стороны конечных бенефициаров. Компания демонстрирует высокий уровень рентабельности бизнеса, чистая прибыль за 9 месяцев 2014 года составила 933,2 млн. рублей (против 781,2 млн. годом ранее), отношение чистой прибыли к капиталу – на уровне 16% в год.