Российские производители вагонов-цистерн рискуют остаться без заказов, несмотря на то, что объем списания устаревших только в 2016 году превысит объем поставок новых в 10 раз (5383 планируется к списанию – 500 планируется поставить).
Учитывая, что на сети железных дорог сейчас более четырех пятых парка от 271,7 тыс. вагонов-цистерн составляют цистерны для нефти, нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа (СУГ), речь идет в первую очередь о вагонах, обслуживающих нефтегазовую отрасль. Число цистерн для нефти и нефтепродуктов с просроченным сроком службы на сети на май 2016 года – 7,7 тыс. вагонов, в ближайшие 5 лет срок службы истечёт ещё у 22,7 тыс., а пик списания ожидается в 2035 г., когда срок службы единовременно истечёт у 23,2 тыс. вагонов.
Более того, переориентация нефтяных компаний с РЖД на нефтепроводы и автомобильный транспорт приведет к высвобождению еще порядка 8 тыс. вагонов-цистерн к 2020 году.
Такие прогнозы были озвучены Георгием Зобовым, руководителем отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий на VII практической конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки». В своем докладе «Железнодорожный подвижной состав для перевозки продукции нефте-и газопереработки. Состояние и регулирование.» он подчеркнул, что в ближайшее три года спрос на производство новых цистерн не прогнозируется. Таким образом, производителям, скорее всего, следует проводить диверсификацию производства, расширять ассортимент выпускаемой продукции, ориентируясь на тенденции рынка транспортных услуг.
Сам доклад «Железнодорожный подвижной состав для перевозки продукции нефте-и газопереработки. Состояние и регулирование» размещен в открытом доступе на сайте Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).