После массового ухода зарубежных алкогольных компаний из России в 2022 году российские производители крепких напитков получили шанс занять освободившуюся нишу. Однако ситуация изменилась с развитием параллельного импорта, который привел к возвращению зарубежного алкоголя на рынок. Несмотря на рост цен, объемы поставок импортного алкоголя вернулись к докризисным показателям.
По данным аналитического агентства «ЭТА.лаб», в январе—сентябре 2024 года продажи зарубежного виски в России достигли 2,43 млн декалитров, что на 28% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и всего на 1,2% ниже показателя 2021 года. В этом же временном интервале объем продаж импортного бренди составил 4,1 млн декалитров, увеличившись на 38,5% к 2021 году.
Причины восстановления импорта
Основной фактор, способствующий восстановлению импорта, по словам секретаря гильдии «Алкопро» Андрея Московского, — это активная деятельность торговых сетей, которые начали заниматься поставками самостоятельно. Ритейлеры предпочитают закупать наиболее известные для потребителей бренды, обеспечивая хорошую оборачиваемость.
В 2023 году среди пяти наиболее популярных брендов виски в российской рознице была только одна зарубежная марка, но к началу 2024 года в этот список вернулся и Johnnie Walker. Несмотря на рост импортных продаж, по-прежнему наблюдается высокий интерес к отечественным маркам.
Состояние внутреннего производства
Российские производители смогли значительно увеличить свое присутствие на рынке. Однако, по словам представителей торговых сетей, большинство покупателей предпочитает импортные крепкие напитки, что создает дополнительные трудности для местных брендов. Например, доля российских производителей в категории бренди за год снизилась на треть, так как покупатели остаются приверженными иностранному качеству.
Тем не менее, некоторые отечественные компании, такие как «Татспиртпром» и Ladoga, активно увеличивают свое производство. В «Татспиртпроме» отмечают рост объемов продаж импортного алкоголя, но одновременно расширяют свои линейки продуктов, вводя новые марки виски и ромов. Например, компания запустила новый продукт — белый ром Cubana Cultura, а также планирует вывести на рынок новые бренды виски, такие как Smoky Peaks и Fire & Wood.
Рынок крепкого алкоголя и потребление
Рост импорта крепкого алкоголя также повлиял на динамику потребления в России, которая увеличилась в среднем на 12% с 2021 по 2024 год. Это связано с тем, что в кризисные ситуации население, как правило, начинает употреблять больше крепкого алкоголя. Кроме того, отечественные виски позиционируются как бюджетные альтернативы с ценой в пределах 400-500 рублей за бутылку, в то время как импортные напитки относятся к премиальному сегменту.
Регуляторные изменения и будущее
Повышение ввозных пошлин на крепкий алкоголь из «недружественных» стран также может повлиять на конкурентную ситуацию на рынке. С сентября 2024 года пошлины составляют 20% от цены напитка, но не менее €3 за литр, что может создать дополнительные преграды для импорта. В то же время это дает возможность российским производителям укрепить свои позиции на фоне растущих цен на импортные напитки.
Российские производители активно работают над локализацией производства сырья. Например, компания Ladoga приобрела завод по производству вискового дистиллята в Ставропольском крае, а «Татспиртпром» запустил производство на Мамадышском спиртзаводе. Тем не менее, полное покрытие спроса на качественные дистилляты, включая виски, не произойдет до 2028 года.