Министерство экономического развития РФ и Ассоциация малоформатной торговли (АМТ) при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» провели 4 декабря в Москве Общероссийский форум «Малый и средний ритейл в России», на котором представители федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, а также малого и среднего бизнеса обсудили ключевые вопросы отрасли.
Модератором форума выступил президент АМТ Владлен Максимов.
Открывая форум, заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин, напомнил участникам мероприятия, что в начале года стартует национальный проект, посвященный малому и среднему предпринимательству. По его словам, одна из главных задач проекта – увеличение числа занятых в секторе МСП – не реализуема без развития сферы торговли.
«Количество проблем, которое имеется в данном секторе, по-прежнему, остается высоким, - подчеркнул в своём выступлении Вадим Живулин. – Поэтому обсуждение вопросов развития торговли и ритейла актуально и напрямую связано с малым и средним бизнесом». Заместитель министра назвал ряд инструментов, которые предлагает Минэкономразвития РФ для снятия барьеров в сфере торговли. В их числе оценка регулирующего воздействия и оценка фактического воздействия, а также «Трансформация делового климата» - набор предложений от бизнеса, которые направляются в исполнительные органы власти с целью снятия сложных законодательных положений, препятствующих развитию бизнеса.
Сергей Беляков председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ): «Все, что убивает и сдерживает развитие цивилизованной малоформатной торговли, прямым образом влияет и на нас. Запрет на продажу табачных изделий и слабоалкогольных напитков в малой рознице негативно отразился и на показателях магазинов, которые являются частью торговых сетей и ведут свою деятельность в регионах. Как только перестает быть место легальной покупке в цивилизованных форматах, особенно в малых, продукции, на которую есть устойчивый спрос – покупатель не уходит в другой формат торговли, где другой ассортимент, другая ценовая политика, и принцип работы с клиентом – он уходит в неорганизованную и нелегальную торговлю».
«Все что способствуют развитию малых форматов торговли – крупные торговые федеральные сети безусловно поддерживают, и нет между ними никакого конфликта и неправильной конкуренции. Разные форматы, находясь по соседству, дополняют друг друга и формируют дополнительный покупательский трафик» - добавил он.
Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России поделился с участниками форума тем, что Правительство уже одобрило законопроект о торговле, и согласно поручению президента его должны принять до апреля 2019 года.
Также Никита Кузнецов рассказал про лучший зарубежный опыт, отметив что и в российских регионах есть прекрасные образцы нестационарных торговых объектов, кафе, магазинов на первых этажах, ничем не уступающих западным аналогам. При этом в тех регионах, где власти хотят развивать малую торговлю, они, даже и в отсутствии федерального законодательства, находят юридические механизмы это делать.
На форуме были отмечены лучшие и худшие, с точки зрения отношения к малой торговле, регионы и муниципалитеты. Среди лучших были названы: Новосибирская область, Башкортостан, Краснодарский край, среди худших: Красноярск, Липецк, Калуга, Челябинск.
Президент АМТ Владлен Максимов отметил, что Ассоциация малоформатной торговли поддерживает идею моратория на вступление в силу недавних поправок, касающихся возвратов товара в закон о торговле. Поправки неочевидные и ударяют по небольшим поставщикам, в интересах которых, казалось бы, они принимаются. «Одновременно целесообразно было бы отменить запрет на подворный убой скота, который закрыл мелким производителям путь на рынок» – считает он.
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, рассказала о проекте ТПП «Агро «за качество!», направленном на поддержку и развитие региональных производителей пищевой и сельскохозяйственной продукции.
Максим Останин, заместитель Министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области рассказал, как в организовано решение проблем в сельской местности Новосибирской области: «В 313 населенных пунктах нет постоянной стационарной торговли, а новая программа «11-ый км» направлена на компенсацию транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, начиная с 11-го км от районного центра. Благодаря этой программе уже в 1500 населенных пунктах Новосибирской области обсуживается более 500 магазинов».
Асылова Гузель, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите потребителей, рассказала о мобильной торговле, успешно развивающейся Башкортостане. Антипова Марина, исполняющая обязанности директора Департамента экономического развития, предпринимательства и закупок администрации Нижнего Новгорода, рассказала о схемах размещения для мобильных объектов торговли, разработанных в Нижнем Новгороде – в них могут заключаться не только отдельные места, а также и маршруты их передвижения. Все участники форума единогласно подтвердили о необходимости популяризации мобильной торговли по всей стране.
В форуме также приняли участие:
Ирина Орёл - заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России;
Кирилл Емельянов - заместитель директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России;
Илья Ломакин-Румянцев - директор Центра развития потребительского рынка РФ Московской школы управления СКОЛКОВО;
Алексей Григорьев - вице-президент по внешней корпоративной политике компании «МЕТРО АГ»;
Ольга Устинова - уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области;
А также представители из 42 региональных органов власти и 30 региональных отделений Ассоциации.