
По итогам первого квартала 2025 года уровень вакансии в новых торговых центрах Москвы достиг 27%. Причины: замедление экспансии ритейлеров, рост издержек на строительство и оформление помещений, а также изменение потребительских привычек в пользу онлайн-торговли.
Рынок новых ТЦ Москвы: свободных площадей становится больше
Аналитики IBC Real Estate зафиксировали рост доли вакантных площадей в новых торговых центрах Москвы — тех, что открылись с 2023 по 2025 год. В выборку исследования попали 15 объектов общей арендопригодной площадью около 200 тыс. кв. м в разных районах столицы.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уровень вакансии вырос на 4 процентных пункта, достигнув 27%. Для сравнения: по рынку в целом этот показатель составляет всего 8%.
Такую динамику эксперты объясняют:
-
сдержанным спросом со стороны ритейлеров,
-
высокими затратами на строительство и отделку помещений,
-
уходом международных брендов,
-
смещением потребительского поведения в сторону онлайн-покупок.
Особенность новых ТЦ заключается ещё и в том, что они не успели сформировать лояльную аудиторию и стабильный трафик, в отличие от более зрелых объектов.
Динамика нового строительства ТЦ в Москве и доли вакантных площадей в новых ТЦ, 2018–2025 гг.

Рост строительства и особенности новых объектов
Несмотря на рост вакансий, строительство новых торговых центров в Москве продолжается ускоренными темпами. Если в 2023 году было введено в эксплуатацию 55 тыс. кв. м, а в 2024 — 98 тыс. кв. м, то в 2025 году ожидается ввод ещё около 200 тыс. кв. м торговых площадей.
Важно отметить, что эти цифры во многом обусловлены завершением строительства проектов, сроки реализации которых ранее переносились.
Новые ТЦ часто строятся в формате малых районных центров, с акцентом на шаговую доступность. Средняя площадь таких объектов составляет 12,2 тыс. кв. м, что заметно ниже показателей торговых центров, построенных в период с 2000 по 2014 годы (33,7 тыс. кв. м).
Вклад в эту тенденцию вносят, например, проекты ADG Group «Место встречи», преобразованные из бывших советских кинотеатров.
Такие объекты становятся частью урбанистической концепции «третьих мест» — пространств, сочетающих торговые, культурные и рекреационные функции, повышающих качество жизни в районе.
Арендаторы адаптируются к новым условиям
В некоторых новых ТЦ доля свободных площадей превышает 60%, особенно в объектах с неудобной транспортной доступностью или высокой стоимостью отделки. Тем не менее, часть таких центров становится привлекательной для арендаторов повседневного спроса: продуктовых магазинов, фитнес-клубов и других якорных операторов.
Отдельные ТЦ, открытые в 2023 году, за год сумели сократить уровень вакансии в среднем на 16%.
«Снижение темпов экспансии ритейлеров и растущая популярность онлайн-торговли привели к росту вакансии в новых ТЦ Москвы. Однако офлайн-ретейл сохраняет значение для развития бизнеса. В 2025 году мы ожидаем новых решений по эксплуатации торговых центров и креативных идей от арендаторов», — комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.