По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), по итогам 2017 года объем железнодорожных перевозок угля на экспорт из России может впервые в истории превысить объем перевозок внутри страны. В то же время рост погрузки угля стимулирует рост ставок операторов подвижного состава, что негативно сказывается на отправителях других видов грузов.
По данным ИПЕМ, за 8 месяцев 2017 года объем экспортных перевозок угля из России на 13,3 млн т превысил внутренние: так, перевозки угля на экспорт составили 110,2 млн т, внутри страны – 96,9 млн т. ИПЕМ прогнозирует, что к концу года объем экспортных перевозок достигнет 180-190 млн т, внутренних – 160-170 млн т.
Основной прирост экспортных перевозок наблюдается к портам Дальнего Востока: в период 2005-2016 годов объем перевозок в данном направлении вырос в 5 раз и составил в 2016 году 79,2 млн т. Существенный рост зафиксирован и в отношении портов Северо-Западного региона, в направлении которых за аналогичный период объем перевозок вырос в 1,8 раз до 41 млн т.
Ключевым фактором роста экспорта угля является благоприятная конъюнктура мировых рынков, а также снижение его потребления на территории России. При этом существующая тарифная система на железнодорожном транспорте позволяет российской угольной промышленности быть конкурентоспособной на внешних рынках.
В то же время негативным последствием наблюдаемого наращивания погрузки угля является резкий рост ставок операторов на услуги по предоставлению полувагонов, что уже снижает конкурентоспособность других видов грузов и создает дополнительную нагрузку на экономику. Так, с января 2017 года ставка операторов на услуги предоставления полувагонов выросла на 57,9% до 1 500 рублей (при этом тариф ОАО «РЖД» за услуги тяги и инфраструктуры в 2017 году вырос только на 6%) и, по оценкам ИПЕМ, сохранится на этом уровне до конца года.