Волго-Балт, старейшая российская водная магистраль, сегодня находится в стадии реконструкции.
За два года благодаря мероприятиям по модернизации гидротехнических сооружений уже удалось в 2,5 раза увеличить пропускную способность некоторых участков канала.
Реализация программы модернизации Волго-Балта необходима для создания условий полноценного функционирования водного пути из Балтийского моря к центральной Европейской части России. Понимая назревшую потребность совершенствования и поддержки в рабочем состоянии гидротехнических сооружений водной магистрали, в декабре 2012 года министерство приняло решение о выделении на реконструкцию канала 13 млрд рублей. Уже в следующем году Федеральное государственное учреждение «Волго-Балт» приступило к реализации программы, а в качестве пилотного проекта был выбран один из главных объектов – Волховский шлюз. На его реконструкцию в течение трех лет планируется израсходовать 1,3 млрд рублей.
В целом в программу мероприятий входит реконструкция всех 11 шлюзов и 3 гидроэлектростанций, а также строительство Ковжской плотины и других сооружений. Кроме этого, будут расширены судовые ходы, укреплены берега, модернизированы средства навигационной обстановки и внедрены системы радарного контроля. По мнению специалистов Федерального агентства морского и речного транспорта, основной целью реализации намеченных планов, которые являются частью большой программы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России», является повышение надежности и безопасности работы судоходных гидротехнических сооружений, а также общей безопасности судоходства и пропускной способности Волго-Балта.
Следует отметить, что наряду с Волго-Балтом работы планируется проводить на Канале имени Москвы, Волго-Доне, Беломорканале и других гидротехнических сооружениях страны. По мнению экспертов, реконструкция Волго-Балтийского пути будет также способствовать разгрузке автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Кроме этого, специалисты считают, что модернизация позволит усилить экономическую роль Великого Новгорода в качестве города-порта.
ИСТОКИ
Необходимость появления водной артерии, которая затем стала частью нынешнего Волго-Балта, возникла после победы Петра I в Северной войне и в связи с выходом России к Балтийскому морю. Также это было необходимо для осуществления связи новой столицы – Санкт-Петербурга – со всей державой. Для этого постепенно были созданы три водные системы. Первой в 1709 году появилась Вышневолоцкая водная система, соединившая приток Волги – реку Тверцу – с Балтийским морем.
Затем, в 1811 году, была построена Тихвинская водная система, которая проходила от Рыбинска через Тихвинский соединительный канал до Ладожского озера и Невы. И третья – Мариинская водная система – шла от Рыбинска по Шексне и Белому озеру, Ковже и искусственному Мариинскому каналу, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве. Этот водный путь имел большое экономическое значение и прослужил более 150 лет.
В начале XX века Мариинская система уже не могла удовлетворить многократно выросшие транспортные потребности России, и решено было создать новый канал. Его строительство стартовало в 1940 году, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны было заморожено и возобновилось только в 1959 году. Тогда объект объявили первоочередной стройкой семилетки и построили через пять лет – в 1964 году.
За прошедшие с этой даты годы многие элементы и сооружения Волго-Балта ни разу не ремонтировались. Например, Волховский шлюз – одно из тех сооружений, которое не проходило реконструкции со времени строительства. Его состояние было настолько опасным, что в 2012 году Волховстроевская транспортная прокуратура предписала Волго-Балту привести шлюз в соответствующее состояние. Решение о модернизации водной системы имело весомую аргументацию. Начавшуюся реконструкцию планируется завершить до 2019 года.
МАСШТАБЫ И ОБЪЕКТЫ
Чтобы оценить масштабы и уровень сложности работ, нужно рассмотреть, из каких участков и сооружений состоит сегодняшний Волго-Балт. В настоящее время это 1100-километровая система каналов, озер и рек, соединяющая Волгу с Балтийским морем. По мнению специалистов Минтранса, система по-прежнему является одной из важнейших водных магистралей, входящих в Единую глубоководную систему внутренних водных путей (ВВП) Европейской части России. Сложный комплекс инженерных объектов включает 4896 км эксплуатируемых водных путей, в том числе 2969 км с гарантированными габаритами. Также в нее входит 11 шлюзов с напором от 11 до 18 м, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 4495 знаков судоходной обстановки, 243 единицы обслуживающего флота.
Особенность Волго-Балта, по мнению специалистов, состоит в том, что все шлюзы Балтийского склона, кроме Пахомовского, имеют одинаковую высоту – 13,5 м. На канале пять гидроузлов – Вытегорский, Белоусовский, Новинкинский, Пахомовский и Череповецкий; четыре искусственных водохранилища – Вытегорское, Белоусовское, Новинкинское и Шекснинское; три гидроэлектростанции – Вытегорская, Белоусовская и Шекснинская.
Водный путь также проходит через Нижнюю Шексну и Шекснинское (Череповецкое) водохранилище, Белое озеро и реку Ковжу, водораздельный канал и реку Вытегру. Волго-Балтийский канал имеет два склона: крутой северный Балтийский и пологий южный Каспийский. На северном склоне построены гидросооружения, в том числе 6 шлюзов, по которым суда поднимаются до водораздельного блефа на высоту более 80 м.
Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежского озера и состоит из плотины, поднимающей уровень воды в Вытегре на 13,5 м, гидроэлектростанции и шлюза № 1. В городе Вытегра сохранился единственный музеефицированный старинный деревянный шлюз Мариинской системы. Рядом с ним расположен обелиск в честь окончания в 1886 году строительства Ново-Мариинского канала между реками Вытегрой и Ковжей, перенесенный в середине прошлого века с верховьев Вытегры из деревни Александровское.
Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении 3 км суда как бы по лестнице выходят на высоту более 40 м. Пахомовский гидроузел со шлюзом № 6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 м. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала. Размеры шлюзов Волго-Балта составляют 270х18 м, архитектура их идентична, что позволило при строительстве применять однотипные конструкции.
В НАДЕЖНЫХ РУКАХ
Комплексный проект реконструкции Волго-Балтийского водного пути выполнен компанией «Ленгидропроект». Кроме реконструкции ГТС предусматривается строительство 65 двухквартирных жилых домов и ведомственной гостиницы. Подрядчиками на строительстве данных объектов стали компании «Фортекс» и «ССМ».
С большинством компаний администрация Волго-Балта, которому в прошлом году исполнилось 50 лет, сотрудничает на долгосрочной основе. Так, с институтами «Ленгидропроект» и «Ленгипротранс», которые имеют большой опыт проектирования речных объектов, взаимодействие продолжается несколько десятилетий. Привлекаются к сотрудничеству и новые компании, владеющие современными методами проектирования и строительства, среди которых руководители ФБУ «Администрация «Волго-Балт» отмечают «Акватик», специализирующийся на проектировании причальных сооружений, «Спецгидрострой», «ПиК», «СК-вода» и ряд других.
«ФБУ «Администрация «Волго-Балт» разработала 15 проектов по реконструкции ряда гидротехнических сооружений. Это и реконструкция существующих, и строительство новых СГТС, – рассказывает заместитель руководителя по строительству ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Андрей СЕМЕНИХИН. – Среди наиболее значимых – строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла. Одним из основных направлений реализации реконструкции является «Модернизация береговых производственных объектов путейского хозяйства». Мы одними из первых на речном транспорте начали заниматься именно реконструкцией обстановочных баз. Выполнено несколько проектов, один из которых прошел Главгосэкспертизу РФ и принят к реализации, а два находятся на рассмотрении. В 2014 году после проведения конкурсной процедуры мы приступили к реконструкции Иваноборской обстановочной базы в Вологодской области. А всего на Волго-Балтийском пути предстоит практически заново построить порядка 12 производственных комплексов для обстановочных бригад».
Обстановочные базы – это принципиально новые современные комплексы со всеми необходимыми сооружениями и техникой для обслуживания судоходных водных путей, включающие причальные сооружения, помещения для обслуживающего персонала и диспетчерского регулирования транспортного процесса, топливо-заправочные станции на воде и другие объекты.
ЭТАПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
Десять лет назад в администрации Волго-Балта подготовили пакет технических документов, в которых было проанализировано реальное состояние водной системы. Благодаря чему удалось, например, доказать, что Волховский шлюз пришел в предаварийное состояние, а Нижне-Свирский является самым узким местом на Волго-Балтийском пути. Этот анализ дал старт к подготовке масштабных работ по реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений.
«Одним из долгожданных проектов стало строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза, – рассказывает Андрей Семенихин. – Это действительно знаковый проект, который позволит почти в два раза увеличить пропускную способность Нижне-Свирского гидроузла и тем самым кардинально решить проблему с пропуском судов на концевых участках Волго-Балта. Замечу, что последнее современное гидротехническое сооружение такого класса было введено в эксплуатацию в 1990 году на Волго-Балте – шлюз № 8 Шекснинского гидроузла.Тогда он во многом считался инновационным. Затем на долгие двадцать лет не только новое строительство было прекращено, но и ремонтные работы не выполнялись в полном объеме».
В рамках реализации комплексного проекта реконструкции Волго-Балтийского водного пути ликвидируются его отдельные лимитирующие участки: проводятся масштабные дноуглубительные работы, реконструкция дамб, в результате чего на нескольких участках открыто двустороннее движение судов. С 2010 года ведутся берегоукрепительные работы, уже укреплено 30 из 45 км берега. Все работы на этом участке планируется завершить в 2013 году, и здесь тоже будет открыто двустороннее движение судов.
По словам специалистов, проект комплексной реконструкции Волго-Балтийского пути включает в себя десять этапов, в рамках которых осуществляются проектирование и реконструкция Волховского, Нижне-Свирского, Верхне-Свирского и Вытегорских шлюзов, Шекснинского гидроузла, которые, в свою очередь, включают дноуглубительные работы, реконструкцию отдельных лимитирующих участков, модернизацию технологической связи, реконструкцию причальных сооружений.
Уже в работе
За последние годы в Вытегорском районе реконструировано пять существующих и построено три новых причальных сооружения, расширен судовой ход между шлюзами № 3 и 4 с 36 до 80 м, проведены дноуглубительные работы. Начата реконструкция сооружений Шекснинского района. На шлюзе № 7 производится замена металлоконструкций, механического и электрического оборудования, эксплуатируемого с 1964 года, выполнен ремонт бетонных конструкций. На шлюзах № 7 и 8 реконструируются заградустройства, предотвращающие навал судов на нижние основные ворота.
В 2013 году была построена новая Ковжская плотина на месте старой деревянной, введенной в эксплуатацию еще в 1810 году. Теперь это современное железобетонное сооружение, причем работающее в том же напорном фронте. На знаменитой Вытегорской лестнице заменены нижние основные ворота на шлюзах № 1–6, отремонтировано 156 швартовных устройств. Реконструированы каналы между шлюзами № 3, 4 и 5. В 2012 году реконструирована причальная стенка в верхнем и нижнем бьефе шлюза № 2, причал в верхнем бьефе шлюза № 5. Проводимую комплексную реконструкцию Волховского шлюза планируется завершить к 2016 году.
В конце мая 2015 года ход реконструкции Волго-Балта проконтролировал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр ДАВЫДЕНКО. С рабочей поездкой он посетил Нижне-Свирский шлюз. Были осмотрены объекты первого и второго этапов строительства второй нитки Нижне-Свирского шлюза, вспомогательный причал и технологическая дорога.
«В настоящее время этот участок Волго-Балтийского водного пути является лимитирующим на Единой глубоководной системе ВВП в Европейской части России, – отметил Александр Давыденко. – В 2014 году через этот участок провезено около 6 млн тонн и наблюдается тенденция к увеличению грузопотока».
Тогда же состоялось совещание по вопросам завершения проектирования второй нитки шлюза и начала реализации третьего и четвертого этапов строительства. Третьим этапом предусмотрено строительство самого шлюза, четвертым – жилого поселка на 65 семей для работников гидроузла. В готовый проект пришлось вносить изменения в связи с принятием новых нормативов в части расположения высоковольтных линий электропередачи, не позволяющих их прохождение непосредственно над камерой шлюза. В настоящее время начинается реконструкция и вынос линий за пределы шлюза. Подрядной организацией строительства является «Строительная компания Сталь».
Руководитель Росморречфлота также осмотрел гидротехнические сооружения Вытегорской лестницы Волго-Балтийского водного пути, ознакомился с ходом реконструкции пришлюзовых и межшлюзовых причальных сооружений Вытегорского района гидросооружений и судоходства, посетил шлюзы № 4 и 5.
В 2015 году запланировано осуществить производство и монтаж узлов учета на Свирском и Стороженском маяках Волховского района Ленинградской области, а также выполнить работы по восстановлению повреждений элементов металлоконструкций правой створки нижних ремонтных ворот шлюза № 2 в Вытегорском районе гидросооружений и судоходства. Специальный проект уже подготовлен проектным и конструкторско-технологическим бюро «Ленгидросталь», филиалом компании «Трест Гидромонтаж». Кроме этого, начнется разработка проектно-конструкторской документации для дооснащения плавкрана КПЛ 16 свайным устройством.
Подготовила Любовь Ежелева