Применение механизма лизинга позволит удвоить закупки локомотивов и принести бюджету значительный доход

По оценкам ИПЕМ, запуск 12-летней программы лизинга тягового подвижного состава позволит приобрести и обновить 3000 локомотивов в течение 3-х лет, увеличить ВВП на 307,1 млрд руб.  и создать более 8 тысяч рабочих мест.

В противном случае, из-за заморозки тарифов ОАО «РЖД» локомотивостроительные предприятия России ждет стагнация и сокращение производства, а эксплуатационная ситуация на сети будет ухудшаться. 

На IX Международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Перспективы применения лизинга при обновлении парка магистральных локомотивов ОАО «РЖД».

Владимир Савчук отметил, что на протяжении последних 5 лет наблюдался стабильный рост объёмов закупок магистральных локомотивов. За период 2008-2013 года была приобретена 2 241 единица локомотивной техники. По данным эксперта, сегодня на сети ОАО «РЖД» эксплуатируется 14 458 единиц тягового подвижного состав, при этом 44% локомотивов старше 31 года. По оценкам эксперта, в данных условиях в ближайшие 6 лет компании необходимо закупить свыше 8 000 локомотивов на сумму свыше 960 млрд руб.

Эксперт указал, что производство тяговой железнодорожной техники в России напрямую зависит от инвестиционной программы ОАО «РЖД». По словам Владимира Савчука, ожидаемое в связи с заморозкой тарифов сокращение инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2014-2015 гг. остановит рост производства магистральных тепловозов, а производителям электровозов и вовсе придется перейти к сокращению производственных планов.

По оценкам ИПЕМ, в 2014-2020 гг. железнодорожная промышленность России и СНГ в состоянии произвести в грузовом локомотивостроении: более 4 тыс. секций тепловозов, более 5 тыс. электровозов переменного и около 7 тыс. постоянного тока. Это полностью удовлетворяет потребность ОАО «РЖД» в грузовых тяговых мощностях.

Потребность компании в пассажирских локомотивах за тот же период составляет около 2000 единиц. В том числе: более 800 электровозов постоянного тока, по 200 тепловозов  и двухсистемных электровозов, около 600 электровозов переменного тока. При этом, 57,6% парка пассажирских электровозов постоянного тока находится за пределами срока службы, а мощности российских производителей, в основном, выше потребностей перевозчиков  в обновлении данных локомотивов.

По мнению эксперта, уменьшение объемов закупок локомотивов, вызванное сокращением инвестиционной программы ОАО «РЖД», приведет к ряду негативных последствий:

  • Возможности по снижению эксплуатационных затрат на осуществление перевозочной деятельности будут ограничены в виду высокой степени износа парка.
  • Существует риск возникновения дефицита тяги на отдельных направлениях железных дорог России.
  • Потеря заказов локомотивостроительными предприятиями негативно скажется на отрасли и приведет к вынужденному сокращению высококвалифицированного рабочего персонала.

Таким образом, недостаток инвестиций ведет к ограничению заказов на новые локомотивы, что грозит дефицитом локомотивной тяги. Впоследствии это приведет к сокращению грузовой базы, и, в конечном итоге компания потеряет в прибыли, что опять приведет к нехватке инвестиционных ресурсов. Владимир Савчук указал на механизм лизинга подвижного состава как на возможный путь выхода из складывающегося проблемного круга. 

По оценкам ИПЕМ, с применением лизинговых схем по 10-летней программе уже в первый год их введения ОАО «РЖД» сможет приобрести 1 000 локомотивов, в то время как без лизинговой поддержки только 450. Транспортное машиностроение получит возможность выпустить 550 дополнительных локомотивов, что потребует создания дополнительных 8 250 рабочих мест. Вклад в ВВП при покупке локомотивов с применением механизма лизинга увеличится на 103,06 млрд руб. или 0,15% ВВП. Бюджетный эффект 10-летней лизинговой программы может составить 215%: общие расходы государственного бюджета за указанный период составят 4,89млрд руб., в то время как дополнительные доходы бюджета от роста производства локомотивов составят 10,51млрд руб.

За 12 лет действия лизинговой программы по закупке магистральных локомотивов в течение первых 3-х лет предприятия смогут выпустить дополнительно 1 600 локомотивов, а ОАО «РЖД» сможет закупить 3 000 тяговых единиц вместо 1 400. Эффект для ВВП уже составит 307,1 млрд руб. (0,15%). Общие расходы бюджета в таких условиях составят 14,9 млрд рублей, дополнительные доходы – 38,2 млрд рублей, бюджетный эффект – 257%.

Владимир Савчук резюмировал, что применение данной программы на регулярной основе позволит решить проблему обновления парка магистральных локомотивов на системном уровне при ограниченном росте тарифной нагрузки.

Презентация доклада доступна по ссылке.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости