По оценкам ИПЕМ, запуск 12-летней программы лизинга тягового подвижного состава позволит приобрести и обновить 3000 локомотивов в течение 3-х лет, увеличить ВВП на 307,1 млрд руб. и создать более 8 тысяч рабочих мест.
В противном случае, из-за заморозки тарифов ОАО «РЖД» локомотивостроительные предприятия России ждет стагнация и сокращение производства, а эксплуатационная ситуация на сети будет ухудшаться.
На IX Международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Перспективы применения лизинга при обновлении парка магистральных локомотивов ОАО «РЖД».
Владимир Савчук отметил, что на протяжении последних 5 лет наблюдался стабильный рост объёмов закупок магистральных локомотивов. За период 2008-2013 года была приобретена 2 241 единица локомотивной техники. По данным эксперта, сегодня на сети ОАО «РЖД» эксплуатируется 14 458 единиц тягового подвижного состав, при этом 44% локомотивов старше 31 года. По оценкам эксперта, в данных условиях в ближайшие 6 лет компании необходимо закупить свыше 8 000 локомотивов на сумму свыше 960 млрд руб.
Эксперт указал, что производство тяговой железнодорожной техники в России напрямую зависит от инвестиционной программы ОАО «РЖД». По словам Владимира Савчука, ожидаемое в связи с заморозкой тарифов сокращение инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2014-2015 гг. остановит рост производства магистральных тепловозов, а производителям электровозов и вовсе придется перейти к сокращению производственных планов.
По оценкам ИПЕМ, в 2014-2020 гг. железнодорожная промышленность России и СНГ в состоянии произвести в грузовом локомотивостроении: более 4 тыс. секций тепловозов, более 5 тыс. электровозов переменного и около 7 тыс. постоянного тока. Это полностью удовлетворяет потребность ОАО «РЖД» в грузовых тяговых мощностях.
Потребность компании в пассажирских локомотивах за тот же период составляет около 2000 единиц. В том числе: более 800 электровозов постоянного тока, по 200 тепловозов и двухсистемных электровозов, около 600 электровозов переменного тока. При этом, 57,6% парка пассажирских электровозов постоянного тока находится за пределами срока службы, а мощности российских производителей, в основном, выше потребностей перевозчиков в обновлении данных локомотивов.
По мнению эксперта, уменьшение объемов закупок локомотивов, вызванное сокращением инвестиционной программы ОАО «РЖД», приведет к ряду негативных последствий:
- Возможности по снижению эксплуатационных затрат на осуществление перевозочной деятельности будут ограничены в виду высокой степени износа парка.
- Существует риск возникновения дефицита тяги на отдельных направлениях железных дорог России.
- Потеря заказов локомотивостроительными предприятиями негативно скажется на отрасли и приведет к вынужденному сокращению высококвалифицированного рабочего персонала.
Таким образом, недостаток инвестиций ведет к ограничению заказов на новые локомотивы, что грозит дефицитом локомотивной тяги. Впоследствии это приведет к сокращению грузовой базы, и, в конечном итоге компания потеряет в прибыли, что опять приведет к нехватке инвестиционных ресурсов. Владимир Савчук указал на механизм лизинга подвижного состава как на возможный путь выхода из складывающегося проблемного круга.
По оценкам ИПЕМ, с применением лизинговых схем по 10-летней программе уже в первый год их введения ОАО «РЖД» сможет приобрести 1 000 локомотивов, в то время как без лизинговой поддержки только 450. Транспортное машиностроение получит возможность выпустить 550 дополнительных локомотивов, что потребует создания дополнительных 8 250 рабочих мест. Вклад в ВВП при покупке локомотивов с применением механизма лизинга увеличится на 103,06 млрд руб. или 0,15% ВВП. Бюджетный эффект 10-летней лизинговой программы может составить 215%: общие расходы государственного бюджета за указанный период составят 4,89млрд руб., в то время как дополнительные доходы бюджета от роста производства локомотивов составят 10,51млрд руб.
За 12 лет действия лизинговой программы по закупке магистральных локомотивов в течение первых 3-х лет предприятия смогут выпустить дополнительно 1 600 локомотивов, а ОАО «РЖД» сможет закупить 3 000 тяговых единиц вместо 1 400. Эффект для ВВП уже составит 307,1 млрд руб. (0,15%). Общие расходы бюджета в таких условиях составят 14,9 млрд рублей, дополнительные доходы – 38,2 млрд рублей, бюджетный эффект – 257%.
Владимир Савчук резюмировал, что применение данной программы на регулярной основе позволит решить проблему обновления парка магистральных локомотивов на системном уровне при ограниченном росте тарифной нагрузки.
Презентация доклада доступна по ссылке.