В ноябре 2017 г. ГК TELS приняла участие в качестве экспонента в выставке TransPoland в Варшаве. В этом году выставка собрала 190 экспонентов и более 6000 участников из 34 стран.
Группа компаний TELS делится “взглядом изнутри” на ряд особенностей текущего состояния и трендов развития европейского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ).
«Рынок перевозчиков»
Текущее состояние рынка ТЛУ характеризуется как «рынок перевозчиков». Это объясняется, в первую очередь, ростом мировой экономики и увеличивающимся спросом на провозные возможности.
Главной целью для многих участников было привлечение перевозчиков. За представителями транспортных компаний велась настоящая «охота»: их активно зазывали на стенды и вовлекали в переговоры.
Дефицит транспорта на польском рынке оценивается в 100 тыс. единиц. Помимо этого, есть острая потребность в водительском составе.
Все больше транспортных компаний Польши видят вектор развития на европейском рынке, поскольку работать на нем проще и выгоднее. С учетом растущего спроса на услуги внутри Европы, интерес к работе в восточном направлении снижается.
Следствием ухода польских ТК с восточного направления и миграции водительского состава в западном направлении будет дальнейшее сокращение качественных провозных возможностей и квалифицированных водительских кадров на международном и внутреннем рынке стран ЕАЭС и Украины.
Европейский транспортный бизнес укрупняется, мелкие ТК с несколькими единицами транспорта постепенно уходят с рынка. Подтверждением могут служить представители малых компаний, которые искали на выставке возможность сдать свой транспорт в аренду крупным транспортным и экспедиционным компаниям.
IT-развитие в логистике
Сервисные компании, которые предлагают продукты и услуги вспомогательные к перевозке, были представлены на выставке широко и разнообразно: биржи, системы расчетов, TMS, телематика и пр.
Самыми активными и агрессивными в продвижении были IT-компании и биржи. В целом логистическая отрасль идет к автоматизации и унификации бизнес-процессов. Эту потребность стремится удовлетворить большое число IT-компаний, которые осознают неизбежность интеграции логистики и информационных технологий. Именно они были одними из самых активных участников выставки.
На европейском рынке сегодня много нишевых IT-компаний, предлагающих готовые продукты и решения по автоматизации отдельных участках работы логистического предприятия. При этом продукты разрабатываются так, чтобы их можно было интегрировать с другими системами по универсальным протоколам.
Разработка IT-решений идет по пути: а) возможности для перевозчика создания собственной платформы совместной работы с заказчиками; б) интеграции своей информационной системы в другие информационные среды и действующие биржи.
Одним из основных эффектов развития IT – это увеличивающаяся прозрачность работы операторов ТЛУ, что непременно будет вести к снижению стоимости перевозок, но даст при этом возможности роста общей прибыльности бизнеса за счет сокращения издержек и увеличения оборотов при правильной организации процессов. Рынки СНГ и Азии идут с отставанием от этого прогресса, однако и они будут становиться все более прозрачными. Те подрядчики, которые не смогут обеспечить прозрачность и удобство работы, будут терять конкурентоспособность.
Развитие IT повлияет и на схемы продаж: «стандартные» перевозки будут уходить в автоматические продажи на прозрачном конкурентном рынке; с другой стороны, останется спрос на комплексное логистическое обслуживание там, где речь будет идти о множестве направлений перевозок и/или сложных перевозках. Второй тип продаж должен осуществляться экспертами в своих областях и квалифицированными организаторами тендеров.
Автоматизация и коммуникативная модернизация становится необходимостью еще и потому, что информационное пространство в недалеком будущем будет представлено не только социальными сетями, электронной почтой и корпоративными сайтами. Сегодняшние технологии – это, в частности, нейронные сети, способные осуществлять активные контакты с потребителями ТЛУ, формировать для них предварительные предложения, общаться через мессенджеры. Роботизация распространяется не только на обслуживание складов и распределительную логистику, но и на построение логистических схем, а также поиск оптимального предложения по сделанному запросу в глобальном пространстве, за пределами какой-то одной транспортной биржи.
Не остались в стороне от активной конкурентной борьбы за логистический рынок и биржи. Несмотря на привлекательные условия сотрудничества, которые предлагают некоторые из них (льготы и отсрочки по платежам за услуги платформ), немногие имеют явные преимущества. Примером уникального торгового предложения может служить предложение одной из бирж предложить перевозчику пакет заказов и выстроить оптимальный маршрут перевозки по принятому пакету. Некоторые платформы начинают принимать на себя финансовые расчеты, что снимает для перевозчиков риски неполучения платежей.
В своем полном функционале транспортные биржи пока работают только на локальных рынках, обычно, внутри одной страны или на определенных международных направлениях (напр., Германия-Польша). На других рынках и направлениях они присутствуют просто как торговые площадки, экспонирующие спрос и предложение, без «тонкого» сервисного обслуживания. Расширение их услуг может расти по мере развития локальных подразделении, что в текущий момент ограничивается, в том числе, и дефицитом квалифицированных кадров.
«Кадровый голод» на рынке ТЛУ
Европейский рынок ТЛУ испытывает сегодня большой дефицит водительского состава. Причем, речь идет уже не только о высококвалифицированных водителях, а в принципе о водителях соответствующей категории. Происходит трудовая миграция польских водителей в страны Западной Европы, где выше оплата труда (в Германии – 15 евро в час, в Польше – 10). В свою очередь, в Польшу наблюдается высокая миграция водителей из Румынии, Молдавии, Украины, хотя польские работодатели предпочитают работать с водителями из Беларуси.
«Кадровый голод» отмечается не только в отношении водительского состава. Представители одного из ведущих польских кадровых интернет-порталов озвучили цифру 250 тыс. – такой дефицит квалифицированных кадров будет испытывать логистическая отрасль в ближайшие три года. Привлекательные условия труда, социальные пакеты, активная рекрутинговая деятельность – вот те инструменты, которые используют международные корпорации для привлечения квалифицированных кадров, в том числе, из стран СНГ. Открытие и развитие локальных подразделений крупных транснациональных компаний на рынке СНГ станет для работающих здесь транспортных и экспедиционных компаний серьезным испытанием на удержание квалифицированных экспертных кадров.
Охота будет вестись, в первую очередь, за экспертным кадровым составом с многолетним профессиональным багажом. При этом простые процессы и перевозки будут все больше стандартизироваться и автоматизироваться, профессиональная логистическая квалификация для их выполнения будет играть все меньшую роль при возрастающей роли коммуникативной и технологической грамотности.