По мнению ИПЕМ, существующая система функционирования пригородного комплекса нуждается в немедленной доработке. Отсутствие достаточного государственного финансирования и контроля над осуществлением транспортной политики в регионах приведет к частичной потере этого вида транспортного сообщения в уральском, сибирском и дальневосточном регионах России.
Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук принял участие в слушаниях Общественной палаты РФ «Роль пригородного железнодорожного пассажирского транспорта в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и актуальные вопросы его функционирования» и выступил с докладом «Актуальные вопросы развития пригородного пассажирского комплекса РФ».
По словам эксперта, главным следствием нерешенных проблем пригородного комплекса является сокращение пригородных поездов с ухудшением транспортной доступности для пассажиров – на некоторых направлениях каждый четвертый пассажир перестал пользоваться пригородным сообщением. Показатели пассажирооборота за январь-сентябрь 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, впечатляют: на Южно-Уральской ЖД наблюдается снижение на 26,4%, на Забайкальской ЖД – на 23,9%, на Северной ЖД – на 18,4%. Владимир Савчук отметил, что фактически процесс потери пригородного сообщения в неевропейской части России уже свершившийся факт.
Сохранение доступных пригородных перевозок в «депрессивных» регионах страны – задача жизненно необходимая. Существуют социально значимые маршруты, не имеющие финансовой и технологической альтернативы. Потеря таких маршрутов лишит сотни тысяч людей транспортной мобильности, а также ограничит потенциал развития регионов.
Как указал эксперт, существующая модель организации пригородных перевозок не способна изменить ситуацию. В ходе ее переработки необходимо сосредоточиться на ключевых точках. Во-первых, все решения и рекомендации должны учитывать невозможность существования пригородного пассажирского комплекса без государственной поддержки. «Принятие законодательных решений, не подкрепленных выделением финансовых средств, нельзя назвать эффективным методом решения проблемы», - резюмировал Владимир Савчук.
Во-вторых, помимо выделения государственного финансирования, необходимо создать систему «обратной связи» и контроля федеральных органов власти за региональными в области транспортного обслуживания граждан.
Владимир Савчук представил предложения ИПЕМ по внесению изменений в целевую модель пригородного пассажирского комплекса:
- Создание федерального реестра социально значимых маршрутов (СЗМ) с учетом сезонности изменения пассажиропотоков;
- Разработка Методики определения минимальных стандартов требований транспортной доступности (минимальный стандарт требований ТД) СЗМ с учетом специфики каждого региона. На основании данной Методики каждый Субъект РФ самостоятельно формирует собственный перечень минимального стандарта требований ТД СЗМ;
- Основная часть государственных субсидий направляется в адрес субъектов РФ исключительно на обеспечение минимального стандарта требований ТД СЗМ и только после получения запроса-обоснования со стороны региона;
- В Договоре между Субъектом РФ и Перевозчиком в обязательном порядке должно быть предусмотрено обеспечение минимального стандарта требований ТД СЗМ, поскольку гарантированы субсидией со стороны государства;
- По окончанию периода перевозки федеральные органы исполнительной власти инициируют выборочную проверку расходования средств правительствами Субъектов РФ, выделенных на обеспечение минимального стандарта требований ТД СЗМ.
Презентация доклада доступна по ссылке.