
28 февраля в Санкт-Петербурге прошла форсайт-сессия «Новые рынки для российских минеральных удобрений. Перспективы 2030», объединившая представителей аналитических агентств, транспортных и логистических экспертов, а также чиновников Ленинградской области. Организатором мероприятия выступил морской терминал «Port Favor» в Усть-Луге.
Основные вызовы и перспективы отрасли
Форсайт-сессия стала площадкой для обсуждения ключевых вопросов развития сектора. Среди главных тем: перспективы производства и экспорта минеральных удобрений, влияние санкционного давления, возможности железнодорожной инфраструктуры и выход на новые зарубежные рынки.
По данным на 1 января 2024 года, совокупный профицит портовых мощностей России составлял 33,7%. Однако в большинстве бассейнов наблюдается острый дефицит перевалочных мощностей для минеральных удобрений. В Северо-Западном регионе свободные специализированные терминалы способны обработать лишь 1 млн тонн удобрений в год, что существенно ограничивает экспортные возможности.
Балтика под давлением: контейнеризация и нехватка терминалов
По словам Дмитрия Акишина, управляющего директора консалтинговой компании «Имплемента», многие российские и белорусские производители, традиционно использующие Балтийский регион в качестве экспортного коридора, вынуждены отправлять удобрения в контейнерах. К 2030 году дефицит портовых мощностей для перевалки удобрений на Северо-Западе может достичь от 6 до 22 млн тонн ежегодно.
Рост этого дефицита обусловлен увеличением мирового спроса на минеральные удобрения, а также расширением мощностей их производства в России и Беларуси. Основной прирост спроса ожидается в Латинской Америке, Африке и Южной Азии, которые уже сейчас являются приоритетными направлениями для российских производителей.
Развитие инфраструктуры: перспективные проекты
В ближайшие годы Балтийский бассейн получит дополнительные перевалочные мощности. Реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, среди которых терминал «Port Favor». На данный момент он занимается перевалкой аммиака, однако уже в первом квартале 2026 года начнет прием и сухих удобрений. Проектная мощность комплекса составит 14 млн тонн удобрений в год, что частично сократит дефицит мощностей в регионе.
Железнодорожные перевозки: риски и ожидания
Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, минеральные удобрения остаются единственным массовым грузом, демонстрирующим положительную динамику погрузки на сети ОАО «РЖД» в 2024 году. Однако в январе 2025 года общий объем железнодорожных перевозок по сети снизился на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
По прогнозам, к 2030 году ожидается значительное увеличение объемов перевозок минеральных удобрений железнодорожным транспортом. Прирост по Северо-Западу может составить 11,8 млн тонн. В то же время общий объем перевозок в регионе достигнет 174,4 млн тонн, при этом дефицит провозных мощностей прогнозируется на уровне 30 млн тонн.
Заместитель председателя правительства Ленинградской области по экономике Дмитрий Ялов подчеркнул, что «простых решений нет». Однако региональные власти настаивают на том, что грузоотправители и операторы морских терминалов должны активно участвовать в развитии железнодорожной сети.
Итоги и дальнейшие шаги
Ситуация с нехваткой портовых и железнодорожных мощностей требует комплексного подхода и стратегических решений. В условиях растущего спроса на удобрения и логистических ограничений, российским производителям предстоит адаптироваться к новой реальности — через развитие терминальной инфраструктуры, модернизацию ж/д перевозок и диверсификацию экспортных маршрутов.