
С начала 2025 года срок отсрочки платежей в секторе автологистики увеличился втрое — до 30 банковских дней, что привело к резкому росту оборачиваемости денежных средств и напряжению в оборотном капитале компаний. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс» и транспортной группы ПЭК, участники рынка фиксируют растущее число нарушений условий договоров и уклонений от платежей со стороны крупных клиентов.
«Только за первый квартал этого года мы направили больше претензий по просрочкам, чем за весь 2024-й», — отмечает Дмитрий Шляхов, директор «Никотранс».
В зоне риска — в первую очередь, перевозчики, работающие с крупными сетями и маркетплейсами, где отсрочка стала де-факто стандартом. Для этих заказчиков это способ минимизировать логистические издержки и управлять кэш-флоу, однако для подрядчиков это означает повышенную финансовую нагрузку.
Электронные накладные — слишком поздно?
Одним из ключевых факторов затяжки оплат остается бумажная бюрократия: цикл обработки транспортных документов по-прежнему составляет от 7 до 30 дней. Решением должно стать обязательное внедрение электронных транспортных накладных с 1 января 2026 года, согласно обновлению ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», подписанному Президентом РФ в июне 2025 года.
Дорогие деньги и рост дефолтов
Чтобы закрыть кассовые разрывы, перевозчики все чаще прибегают к кредитам. Однако высокая ключевая ставка (24–25% годовых) и ужесточение требований банков — включая залог не только активов компаний, но и личного имущества владельцев — ограничивают возможности заимствования.
«Маржинальность перевозок не покрывает даже банковские проценты, особенно на фоне падения тарифов», — отмечает Дмитрий Шляхов. Индекс ATI.su показывает снижение ставок на 6,5% в год — до 1581 пункта.
Альтернативой становятся факторинговые схемы. Однако воспользоваться ими могут лишь компании с «белой» историей и стабильной ликвидностью.
Курс на выживание: оптимизация или демпинг?
В новых условиях перевозчики меняют стратегию: перераспределяют портфель клиентов в пользу надежных плательщиков, минимизируют отсрочки (до 5–15 дней), демпингуют, продают активы.
«Мы наблюдаем, как компании сдают технику по ценам в треть от ее рыночной стоимости, лишь бы удержаться на плаву», — подчеркивает Николай Кочнев, руководитель «ГПР-Логистика».
Финансовые риски накапливаются: при оборачиваемости денежных средств в 40 дней и снижении объемов перевозок, многие участники могут не выдержать долговой нагрузки уже в III квартале 2025 года.
Финансовая стабильность логистического сектора зависит не только от рыночной конъюнктуры, но и от дисциплины расчетов. Без системных решений — от внедрения электронных документов до пересмотра моделей взаимодействия с крупными заказчиками — отрасль рискует столкнуться с новой волной банкротств и потерей ключевых активов.