ЕС решил полностью перекрыть России доступ к самолетам. К чему это может привести?

Из-за санкций Евросоюза российские авиакомпании могут остаться без самолетов и деталей для них. С точки зрения авиационных экспертов, Россия остается в авиационной изоляции.

В субботу 26 февраля два самолета компании «KLM», выполнявшие рейсы из Амстердама в Санкт-Петербург и обратно, не смогли достичь пункта назначения. Самолет до Санкт-Петербурга вернулся в Амстердам, а самолет до Москвы перенаправили в другой город. Изданию Nu.nl представитель компании объяснил, что причиной стал пакет санкций Евросоюза. В рамках этого пакета запрещается ввозить в Россию запасные части к самолетам, в том числе для личного пользования.

«Это означает, что мы больше не можем гарантировать безопасное возвращение рейсов в Россию», — заявил представитель компании.

Как эти санкции повлияют на российские авиакомпании?

Суть санкций

В документе говорится, что запрещено продавать, напрямую или косвенно, товары и технологии для применения в авиации или космической сфере — притом независимо от того, сделаны ли они на территории Евросоюза.
К ним относятся самолеты.

Товары нельзя продавать физическим и юридическим лицам в России. Также не допускается прямо или косвенным образом страховать и перестраховывать эти товар.

Нельзя проводить инспекцию, ремонтировать, проводить модификацию в самолетах и их компонентах.

Поставки товаров и запчастей могут продолжаться до 28 марта 2022 года — но только на основании договоров, заключенных до 26 февраля 2022 года, — говорится в документе.

"Запрет на продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям ухудшит один из ключевых секторов экономики России и транспортное обеспечение страны, поскольку три четверти нынешнего коммерческого воздушного флота России были построены в ЕС, США и Канаде", - говорится в официальном журнале ЕС.

А как это отразится на российской авиации

По данным РБК, более 80% российских пассажирских самолетов импортные.

Количество самолетов, произведенных в Европе, варьируется. Среди крупнейших авиакомпаний (по количеству пассажиров) «Аэрофлот», «Сибирь» и «Уральские авиалинии» имеют в своем парке самые выпускаемые в Европе самолеты.

 

 

По словам руководителя отраслевого портала Avia.ru Романа Гусарова, около 90% самолетов, находящихся в собственности российских компаний, принадлежат американским и европейским лизинговым компаниям.

По словам Романа Гусарова, сейчас сложно сказать, как именно сработают санкции. Так или иначе, первое время может быть очень сложным для российской авиации. Однако он считает, что тогда отрасль сможет адаптироваться.

В частности, в Россию будут активнее летать авиакомпании из Турции и Юго-Восточной Азии. Также при отсутствии самолетов иностранные компании могут летать в пределах России (в настоящее время авиационные правила устроены таким образом, что это возможно только в отдельных и исключительных случаях).

При этом, по словам исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, такие санкции фактически являются запретом на полеты для большинства российских авиакомпаний.

«Если следовать правилам, которые были объявлены общепринятыми до 20 февраля, введение таких санкций в кратчайшие сроки должно практически полностью остановить гражданскую авиацию России — за исключением эксплуатации отечественных и флотских вертолетов. самолетов советского производства», — отмечает Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт».

Например, полеты по Европе требуют, чтобы компании страховали свою ответственость перед третьими лицами, масштаб ответственности – сотни миллиардов рублей на каждый полет. Эти риски не могут удержать отдельные страховые организации, они требуют перестрахования на международном рынке. Без страхования полетов самолёты не могут взлететь.

В случае если эксплуатант не может получить запчасти или сервис, то любой лизингодатель требует вернуть самолет - чтобы не потерять в стоимости, машина должна проходить регулярное обслуживание на сертифицированных провайдерах.

Если придется возвращать самолеты зарубежным лизингодателей из-за невозможности осуществлять техническое обслуживание и ремонты, то они понесут существенные убытки из-за низкого спроса в период пандемии, говорит Гусаров.
Самолеты, принадлежащие европейским лизинговым компаниям, должны быть возвращены их владельцам в течение месяца.

«Самолеты, принадлежащие российским лизингополучателям, должны быть поставлены в срок, пока им будут необходимы запчасти, которые есть только на российских предприятиях», — говорит Пантелеев.

Но в России власти не могут допустить реализации такого сценария, пишет Пантелеев. Сейчас речь идет о создании системы, которая будет опираться не на европейские и американские компании, а на свои силы и другие государства.

"Будет дан ответ, который может выходить за рамки существовавших ранее договоренностей. Например, будет принято решение не возвращать какую-то часть парка лизингодателям. Еще один вызов - российские компании должны будут сами поддерживать летную годность самолетов западного производства", - поясняет эксперт.

Один из возможных вариантов – поставка частей и агрегатов для самолетов через третьи страны, например в Азии.

За границей этот парк не будет подвергнут аресту.

"Полеты на Запад все равно в какой-то исторической перспективе станут экзотикой", - говорит Пантелеев.

В ночь 26 февраля Россия закрыла свое воздушное пространство с рядом европейских стран — в их числе Латвия, Литва, Эстория, Румыния, Чехия, Польша и Великобритания. Российские авиакомпании начали массово отменять рейсы в эти страны.

S7 еще 25 февраля отменила все рейсы компании в Европу с 26 февраля по 13 апреля. Эти полеты совершаются в Бургас, Варну, Мюнххен, Вену, Дюссельдорфф, Берлин, Верону, Болонью, Милан, Аликанте и Барселону. Продажа билетов на эти рейсы после 13 марта временно приостановлена.

Как заявил официальный представитель Airbus в России, пока рано делать выводы о последствиях санкций в целом для отрасли.

Как сообщает The Guardian, Би-би-си направила запрос на санкции Евросоюза против российских авиакомпаний «ЮТейр», S7, Уральские авиалинии, «Росавиация» и Минтранс, а также в Росавиации и Минтранс.

 

Источник: Би-би-си

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости