Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море.
Тоннаж: Костеры.
Азовский рынок фрахта на 13-й неделе вновь показал рост, что по-прежнему объясняется экспортной активностью из-за увеличения курсовой разницы между долларом и рублем. Опасаясь за состояние внутреннего рынка, Минсельхоз ввел негласные ограничения на экспорт семечки, риса, проса, сафлора, а также официально запретил вывоз круп для поддержания цен на внутреннем рынке. Одновременно было объявлено о введении временной квоты на экспорт пшеницы, меслина, ржи, ячменя и кукурузы, ограничившей их вывоз в размере 7 млн. тонн с 1 апреля до 30 июня. Эксперты считают, что данная мера существенно не повлияет на рынок, т.к. за оставшиеся до конца текущего зернового сезона три месяца прогнозировался меньший к вывозу объем (примерно 6,7 млн. тонн).
На фоне подросших ставок Фрахтователи предпочитали не торопиться и откладывали отгрузки. Многие из них считали, что нерабочая неделя может остановить выдачу карантинных и фитосанитарных сертификатов, что привело бы к сокращению отгрузок на следующей 14-ой неделе. Однако, как стало известно в конце 12-й недели, все государственные органы продолжат свою работу, и сэкономить у Фрахтователей не получится. В итоге на следующей неделе ожидается еще больший перекос в сторону предложения груза и, соответственно, дальнейший рост ставок.
Одним из ключевых моментов наступающего сезона будет низкий уровень воды в реке Дон. С открытием навигации проходная осадка судов будет ограничена 2,9 метрами, что сделает работу по ВВП сложной для многих Судовладельцев. Преимущество получат теплоходы типа «Омский» и «Сибирский». Другие типы судов будут неспособны к нормальной работе из-за малой грузоподъемности на такую осадку. Уже сейчас пересматриваются некоторые из заключенных контрактов на работу в транзите и на Волге. При складывающейся тенденции большая часть остальных костеров будет искать загрузку напрямую из Азовских портов, что будет более интересно для Фрахтователей. Вполне вероятно, что эти суда перетянут на себя значительную часть грузов из Азовского региона.
В последнюю неделю марта резко вырос спрос на транзитные перевозки из Турции на Каспий. Вследствие этого почти весь доступный тоннаж на первую половину апреля был разобран. Средние ставки такого рейса на теплоходе типа «Омский» варьируются от $110 до $125 тысяч LMPS. В комбинации с обратным грузом с Каспия в виде удобрений это выглядит для Судовладельцев гораздо привлекательней, чем обычный рейс из Ростова на Турцию. Складывающаяся ситуация, особенно учитывая прогнозируемый низкий уровень воды в реке в этом году, сильно сократит доступное на рынке количество теплоходов типа «Омский», ценность которых растет каждую неделю.
На Каспии эффект от девальвации рубля был отложен примерно на одну-две недели по сравнению с Азовским регионом. Лишь на прошлой неделе ставки резко пошли вверх на фоне выросшего спроса. На рынке оказалось много груза, в том числе от небольших Фрахтователей, что вызвало эйфорию у Судовладельцев, которые начали завышать ставки и пытаться канцелировать текущие контракты. Многие из них активно прорабатывают варианты загрузки со Средней Волги, а также Волгодонска и Калача, где в отличие от Дона пока не предвидится проблем с осадкой и теплоходы могут брать полный груз.