
Перевозки негабаритных грузов из Китая в Россию демонстрируют рекордную динамику — прирост составил более 40% за первое полугодие 2025 года. Основные драйверы — рост закупок оборудования, инфраструктурные стройки и поиск новых логистических решений. В фокусе — диверсификация поставок, снижение доли ж/д и рост сборных партий.
Рынок негабарита: спрос формируют стройки, обновление мощностей и Азия
По данным международной транспортно-логистической компании Holding Finance Broker, спрос на доставку негабаритных грузов из Китая в первом полугодии 2025 года вырос более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го.
«Российский бизнес активно обновляет производственные фонды, закупая сложное оборудование в Китае. Параллельно развиваются инфраструктурные проекты — от мостов до энергетики. Всё это требует логистики под негабарит», — поясняет Алексей Черенков, руководитель направления негабаритных перевозок.
В структуре грузов — машиностроение, стройтехника, энергетика, судо- и авиастроение, компоненты для нефте- и газопереработки, буровые установки, фюзеляжи, производственные линии для пищевой промышленности. Транспортировка часто требует комплексного логистического плана — с привлечением нескольких видов транспорта и маршрутов.
Изменение маршрутов: ж/д теряет долю, растёт сборка
Несмотря на то, что железнодорожный транспорт остаётся основным каналом (71% от объёма компании), его доля снизилась с 76% годом ранее. Причины — высокая загруженность восточных направлений РЖД и рост числа логистических ограничений (конвенций).
Альтернативы:
-
Автоперевозки выросли с 7% до 8% за год,
-
Морские перевозки сократились с 6% до 4%.
Также ускорился рост сборных грузов — их доля достигла 11% в общем объёме контейнерных перевозок (против 8% в 2024 году). Это связано с двумя трендами:
-
Бизнес оптимизирует логистику, сокращая расходы.
-
Маркетплейсы делают ставку на гибкие форматы доставки.
Диверсификация поставок: Индия — новая точка роста
Хотя Китай остаётся основным источником негабарита, Holding Finance Broker фиксирует растущий интерес к Индии. Российские компании ищут альтернативы и снижают зависимость от одного маршрута. Это может привести к развитию новых коридоров, включая мультимодальные поставки через порты Юга.
«Если тренд на Индию сохранится, то уже к 2026 году мы увидим перераспределение товарных потоков по ключевым категориям оборудования и техники», — отмечают аналитики компании.
Гибкость — ключ к росту
Рынок логистики негабарита трансформируется. Бизнес переходит от линейных схем к адаптивным и кастомизированным моделям. Побеждает тот, кто умеет сочетать мультиканальность, маршрутную гибкость и технологичную упаковку услуги.