Грузовые вагоны в ожидании: в России зафиксирован исторический максимум незадействованного подвижного состава

Заброшенные железнодорожные пути с пустыми грузовыми вагонами на станции, символизирующие рост незадействованного парка вагонов в России в 2025 году

В июне 2025 года в России простаивали более 207 тысяч грузовых вагонов — рекордный показатель за всё время наблюдений. Несмотря на отдельные улучшения в показателях РЖД, отрасль сталкивается с системным дисбалансом: вагоны стоят, грузы не едут, спрос на ремонт — падает.

Железнодорожный тупик: простаивающий парк вагонов достиг исторического максимума

Согласно данным INFOLine, по итогам июня 2025 года количество незадействованных в перевозках грузовых вагонов в России достигло 206,8 тыс. единиц. Это максимальное значение за всю историю наблюдений, превышающее показатели кризисных лет.

Параллельно задействованный в перевозках парк сократился до 1,07 млн единиц, что на 8,5% меньше, чем год назад, и на 3,5% меньше, чем в мае 2025 года. Уровень вовлечения вагонов в транспортный процесс откатился к значениям 2022 года.

 

График INFOLine: динамика задействования и простаивания парка грузовых вагонов в России с января 2022 по июнь 2025 года, включая данные по неисправным, заблокированным и незадействованным вагонам

Почему простаивают вагоны: четыре ключевых фактора

1. Рост оборота вагона

Несмотря на улучшение некоторых технологических показателей со стороны ОАО «РЖД» (техническая скорость, участковая скорость, простои на промежуточных станциях), средний оборот вагона продолжает расти — во многом из-за задержек на загрузке и выгрузке.

2. Недостаток порожнего подвижного состава

Грузовладельцы испытывают дефицит порожних вагонов, что сдерживает отгрузки и приводит к снижению объемов погрузки. Простаивающие на инфраструктуре необщего пользования составы усугубляют ситуацию.

3. Сложности с отправкой и согласованием

Согласование маршрутов, дефицит логистических окон, рост бюрократической нагрузки — всё это увеличивает простой под грузовыми операциями.

4. Кризис в ремонте: вагоны ломаются, но не чинятся

Количество неисправных вагонов выросло на 15,1% до 110,7 тыс. единиц. Причина — сокращение капитальных и деповских ремонтов. Операторы, работая в условиях падения доходности, отказываются от дорогостоящих ремонтов, особенно если требуется замена колесных пар.

Прогноз INFOLine: во второй половине 2025 года темпы отказа от ремонтов будут только расти, а значит — число неисправных и простаивающих вагонов продолжит увеличиваться.

Российская железнодорожная отрасль подошла к опасной черте: технически парк вагонов есть, но он не работает в полной мере. Простой усиливается, ремонты сворачиваются, а цепи поставок дают сбои. Без комплексного пересмотра модели эксплуатации, тарифов и стимулов — к осени ситуация может перерасти в системный кризис.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости