Перевозки грузов различными видами транспорта – необходимая часть мировой экономики. На долю мультимодального сектора планеты сегодня приходится 98% перевозок, тогда как на авиаперевозки – только 2%.
Рассмотрим подробнее текущее состояние рынка перевозок, его тенденции и перспективы.
Начнем с моря
Тенденция на переход к автоматизации бизнеса в этом году коснулась логистику в целом, и рынок морских грузоперевозок в частности. В порту Новороссийска открылся новый современный причал, нацеленный на автоматизацию процессов, а значит, скорость обработки и сервис для клиентов улучшаются.
Кроме этого, большинство морских линий, такие как Maersk и FESCO стараются перейти на электронную систему котировок, для того, чтобы заказчику перевозки было как можно легче, быстрее и прозрачнее получить расчет на доставку груза из точки А в точку Б.
«Мы стараемся быть «в теме», используя системы наших партнеров морских линий. Это помогает дать оперативный ответ клиенту по рыночной стоимости, что представляет собой огромный плюс для нашей работы», - комментирует Денис Бобраков, коммерческий директор АСЕХ в Новороссийске. «Все больше и больше компаний стараются внедрить в свои системы онлайн – калькуляторы, потому что люди не хотят общаться между собой, с менеджерами. Проще получить ответ от бездушной системы, чем от живого человека».
В связи с тем, что предпочтение все больше отдается автомобильным перевозкам (как более доступному типу транспортировки), на некоторые маршруты появляются все новые и новые виды доставок.
«Конечно, для многих экспедиторских организаций, занимающихся морскими контейнерными перевозками, это стало причиной снижения грузообъемов, но, к счастью, опыт и сервис нашей компании помогли нам не только «остаться н плаву» во всех смыслах этого выражения, но и увеличить показатели этого года на 40%, по сравнению с 2018», - сообщает Денис Бобраков.
Продолжим на автодороге
Перевозки грузов российским транспортом за 10 месяцев этого года составили 6,87 млрд тонн. Это на 2,1% больше, чем в 2018. Практически по всем видам транспорта отмечен спад в объемах. Однако, только перевозки автомобильным транспортом увеличились на 3,8% и составили 4,7 млрд тонн.
Почему это происходит? Ответ прост. Автоперевозки – наиболее бюджетный тип доставки грузов, используя который, многие грузовладельцы существенно экономят на доставке.
«Несмотря на то, что по всей Германии подорожали дороги и, как следствие, выросли ставки на перевозки, наши услуги продолжают пользоваться спросом. Транспортный сектор в Европе продолжает расти, оборот компании увеличивается, автоперевозок, доверенных АСЕХ, становится еще больше», - комментирует Эдвинас Неверовскис, директор представительства АСЕХ в Литве.
Кроме того, прослеживается положительная динамика развития автомобильных транспортировок из Китая – открываются новые направления, используются новые пути доставки грузов.
«Помимо уже привычной авиадоставки грузов, мы активно развиваем авто и жд направление Сучжоу-Россия, и уже стабильно делаем поставки без использования самолетов, что говорит о большом потенциале этого направления», - сообщает Ken Hui, генеральный директор компании FANS TRANS, члена АСЕХ в Гонконге.
Не забываем про воздух
Перевозки грузов российским транспортом за январь-октябрь этого года составили 6,87 млрд тонн. Это на 2,1% больше, чем годом ранее. В то же время, что касается авиаперевозок, их показатели сократились на 4,6% и составили в этом году только 0,93 млн тонн (по данным портала Seanews).
Еще одно событие повлияло на развитие рынка международных авиаперевозок в этом году. В 46 км от Пекина начал функционировать крупнейший аэропорт мира «Дасин». К 2025 году на его терминалах планируется ежегодная обработка до 2 млн т грузов.
«Мы начали подписывать соглашения с новыми авиакомпаниями, располагающимися на базе аэропорта «Дасин». China Southern Airlines и China Eastern Airlines – наша следующая крупная цель! » - комментирует Jack Zhao, генеральный директор компании SkyChain, член АСЕХ в Пекине. «Кроме того, в ближайшем будущем мы открываем свой собственный склад в Дасине, что поможет нам обрабатывать наибольшее количество перевозок!».
В настоящее время основная политика государства сконцентрирована на импортозамещении товаров иностранных производителей. Кроме этого, импортозамещение начинает преобразовываться в экспортоориентированность, что в значительной степени сказывается на работе российских экспедиторов.
«В настоящее время мы видим тенденцию в том, что российские производители не только импорто замещают товары, которые ранее закупали в Европе, но, также начинают производить их на экспорт, тем самым увеличивая количество и объемы поставок грузов для компаний Альянса АСЕХ», - комментирует Мирослав Золотарев, Председатель Правления АСЕХ.
Завершим на железнодорожных направлениях
В этом году перевозки грузов железнодорожным транспортом сократились на 0,7%, что составило 1,067 млрд тонн (по данным SeaNews).
Одной из главных новостей в сфере ЖД перевозок 2019 стало объявление трех электронных площадок: «Цифровая логистика» (оператор электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» РЖД), «Рейл Коммерс» (оператор биржи вагонов Railcommerse) и «Простые перевозки» (оператор агрегатора вагонов Vagonline) о начале совместной работы.
Объединение 3 площадок говорит о том, что осилить одной компанией рынок ЖД перевозок практически невозможно, также как выжить мелким операторам. Компании, на балансе которых до 1000 вагонов, либо продают их, либо сдают в аренду крупным игрокам.
«Если сервис, который будет предложен, окажется прост и гибок, то развитие неминуемо! Использование такой системы будет возможно для нас, экспедиторов, если оно будет удобнее и дешевле, чем работа с операторами по прямым договорам», - комментирует Олег Дегтярев, директор РусТранс, член АСЕХ в Москве.
Подводя итоги, можно сказать, что, тенденция к переходу на автоматизированные процессы, открытие новых транспортных направлений и объединение крупных игроков ЖД рынка показывают, что развитие мультимодальной отрасли имеет положительную динамику, при которой стабильный рост рынка грузоперевозок был, есть и будет.