
С 7 июля в Москве вступили в силу новые правила оформления пропусков для грузового транспорта. Изменения, призванные усилить контроль за въездом большегрузов в столицу, уже вызвали серьезные сложности для логистических компаний и увеличили их операционные издержки.
Главная проблема — массовое аннулирование разрешений без четких объяснений. По словам президента «АвтоГрузЭкс» и совладельца компании ПЭК Вадима Филатова, перевозчики сталкиваются с отказами из-за «несоответствия документов правовым актам РФ» или «недостоверных сведений», при этом конкретные причины в ответах не указываются. Компании вынуждены направлять запросы в Департамент транспорта Москвы, однако сроки их рассмотрения достигают 30 дней.
Ситуацию осложняют и технические сбои. Как отмечают участники рынка, разрешения могут аннулироваться автоматически из-за ошибок в передаче данных телематики в единую региональную навигационно-информационную систему (РНИС). Проблема фиксируется, но источник сбоев оператор не называет — в итоге перевозчик лишается права на въезд в город.
Новые правила предполагают и ряд дополнительных ограничений:
-
повторное получение пропуска возможно только спустя 30 дней после аннулирования;
-
допуск за руль иностранного гражданина или отклонение от маршрута также влечет отзыв разрешения;
-
теперь для оформления нужен исключительно договор перевозки, тогда как ранее допускались разные документы.
Даже при исправлении технических ошибок перевозчики ждут до 10 рабочих дней, что напрямую отражается на сроках доставки. Вынужденное перераспределение автопарка снижает эффективность планирования и ведет к росту операционных расходов, включая увеличение времени простоя.
По мнению Вадима Филатова, решить проблему можно за счет:
-
сокращения срока обработки заявок минимум вдвое — до пяти рабочих дней;
-
введения автоматических уведомлений о сбоях при передаче данных в РНИС;
-
создания горячей линии для бизнеса в переходный период;
-
предоставления компаниям детализированных объяснений причин отказа.
Сегодня перевозчики работают в условиях высокой неопределенности. При сохранении текущей ситуации рынок может столкнуться с ростом тарифов, снижением доступности транспорта и замедлением цепочек поставок. Для столицы, которая ежедневно принимает десятки тысяч грузовиков, это чревато заметным влиянием на стоимость товаров и ритм работы бизнеса.