Не так давно начался новый навигационный сезон. В связи с этим начальник отдела коммерческой эксплуатации флота судоходной компании «Морвенна» Альберт Бердеев поделился своими мыслями и рассказал заменят ли железнодорожные перевозки водный транспорт, чем хороши буксиры, сделанные в 80-х годах и что может привести к увеличению грузопотока в России.
- Навигация 2019: каковы Ваши прогнозы и ожидания?
-В целом, каждая навигация для нас проходит примерно одинаково. Но в этом году её особенностью для нашей компании стал старт нового международного проекта сроком на три года.
- С какими проблемами может столкнуться навигация 2019? Какие пути решения этих проблем?
- Год от года правила ужесточаются, появляется ряд различных портовых формальностей по приходу и отходу судов. На это накладывается ужесточение контроля администрации портов за судами. Особое внимание уделяется возрастным судам, 80-х годов постройки, которых у нас много. Добавляются новые требования по охране окружающей среды, условиям работы и т.д. Тяжелый бюрократический механизм напрямую влияет на скорость работы и корректирует её темп. Многое меняется, и необходимо иметь гибкость и умение быстро адаптироваться к происходящим переменам.
Из-за увеличения количества судов и персонала стало труднее управлять этой системой вручную, особенно при таком объёме требований от различных инстанций. Поэтому наша компания выбрала путь системного управления. Мы стараемся вводить справедливые правила, чек-листы, заблаговременно контролировать готовность судна и экипажа к тому или иному рейсу и проверять всё в мельчайших подробностях. Потому что как показывает практика, самый небольшой нерешённый вопрос может остановить всю работу и сорвать сроки.
- Планируется ли строительство новых гидроузлов? Как оно повлияет на изменение осадки судов?
- Каждый год по-разному, но в этом году ожидается много воды, по крайней мере мы на это очень надеемся. И, вероятно, такая ситуация будет продолжаться еще несколько лет, если построят еще один шлюз ниже Кочетовского, что, безусловно, хорошо, потому что строительство новых гидроузлов способствует увеличению осадок. Но сейчас, зачастую, судовладельцы вынуждены не отправлять свои суда по определенным маршрутам, потому что флот не соответствует существующим осадкам. Соответственно, приходится отказываться от многих заказов, что приводит к снижению грузооборота на ВВП. Поэтому строительство новых гидроузлов определенно позитивно повлияет на всю отрасль.
- А как развивается береговая инфраструктура?
- Как и отмечалось выше, в основном развитие происходит в портах, расположенных вблизи моря (Астрахань, Оля, Махачкала, Азов, Санкт-Петербург, Ростов, Архангельск и т.д.), а внутренние порты, такие как Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, к сожалению, имеют иные темпы развития. Хотелось бы, конечно, чтобы развитие усиливалось именно во внутренних портах, чтобы увеличивался грузооборот. Это привело бы к экономическому росту и гармоничному развитию береговой инфраструктуры.
- Как обстоят дела в области судостроения? Как стимулировать компании к обновлению речного флота?
- Хотелось бы, чтобы все началось с простого - например, стало ещё больше современных судостроительных заводов, которые имели бы возможность строить ещё более современные суда, отвечающие всем международным и внутренним стандартам.
Судовладелец стремится получить качество, даже при условии больших денежных вложений, а сейчас все судостроительные верфи в России, которые могут обеспечить качественное производство, очень загружены. Поэтому приходится обращаться в другие страны для строительства нового флота или приобретать суда “в годах”, но хорошего качества. Наша компания как раз идет по этим двум путям - мы строим суда на Голландской верфи, вместе с тем приобретаем много флота 80-х годов, а именно буксиры типа ОТ-2400, в чью модернизацию мы вложились. Аналогов этим буксирам среди современных судов под наши задачи просто нет.
- Сможет ли в будущем автомобильный и железнодорожный транспорт хотя бы частично вытеснить водный? Чем обусловлен уход части грузов с реки на другие виды транспорта (помимо маловодности)?
- На мой взгляд, водный транспорт всегда будет вне конкуренции, ведь он является самым дешёвым видом перевозок, при том, что железнодорожный сегмент постоянно модернизируется и подвергается апдейтам. Активно строятся новые линии, адаптированные для перевозки негабаритных грузов. Например, раньше было трудно представить, что когда-то возможно будет провезти по железной дороге имитацию лопасти ветряной мельницы. Однако, это уже стало реальностью. Раньше детали таких размеров перевозились исключительно водным транспортом, но теперь можно допустить уход грузов такого типа на железные дороги. Но чаще всего, к примеру, при перевозке части нефтеперерабатывающего завода и подобного оборудования такой вариант транспортировки не подходит. К тому же, если платформа расположена в море, то прокладка железной дороги туда физически невозможна. На помощь приходит традиционный формат морской перевозки.
В целом, очень хочется, чтобы в России как можно активнее развивалась водная логистика, учитывая, что водные пути (реки) совершенно не нагружены. Чего не скажешь о Европе. В Германии, например, расположен самый загруженный в мире судоходный канал. Надеюсь, в нашей стране и в дальнейшем будет вестись работа по освоению небольших рек, прорабатыванию хороших осадок и регламентированию наиболее качественных стандартов перевозок.