«Поти ТрансТерминал» официально начал работу, став ключевым объектом на Транскаспийском маршруте (TMTM), соединяющем Китай и страны Центральной Азии с Европой через Каспийское и Чёрное моря.
9 июня 2025 года в грузинском порту Поти состоялось торжественное открытие мультимодального терминала, реализованного при участии Казахстана, Грузии и Азербайджана. Новый инфраструктурный узел — Поти ТрансТерминал — усиливает логистические возможности Среднего коридора и демонстрирует зрелость частно-государственного партнёрства в евразийской логистике.
Точка роста для евразийской логистики
Новый терминал уже в день открытия принял первый контейнерный поезд. Это не просто инфраструктурный объект, а стратегическая инвестиция, повышающая надёжность и ёмкость маршрута, альтернативного Северному и Транссибирскому коридорам. Как отметил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, развитие TMTM — ключевой элемент внешнеэкономической стратегии страны.
Показатели терминала:
-
Годовая мощность: 80 000 TEU (с перспективой до 200 000 TEU);
-
Одновременное хранение: 4 000 TEU;
-
Длина ж/д путей: 3,3 км, приём до 120 вагонов;
-
Инвестиции: более 30 млн долларов США, 100% частный капитал;
-
Ввод в эксплуатацию: менее 2 лет от идеи до запуска.
Частные инвестиции как драйвер устойчивого роста
По словам одного из акционеров проекта, Мамуки Мерквиладзе, терминал «Поти ТрансТерминал» — это не просто объект, а платформа будущего, которая изменит логистическую карту региона. Проект создаёт новые рабочие места, стимулирует смежные отрасли и усиливает транспортную связку между Востоком и Западом.
Председатель правления PTC Holding Бекмурат Найзабеков подчёркивает, что речь идёт о «инфраструктуре следующего поколения», полностью открытой к международной кооперации. Это особенно важно на фоне возрастающей конкуренции между глобальными логистическими коридорами.
Интеграция с национальными и региональными стратегиями
Терминал стал результатом синергии между государственными органами и частными инвесторами Казахстана, Грузии и Азербайджана. Проект поддержан на уровне министерств транспорта и экономики стран-участниц, а также профинансирован в партнёрстве с китайским подрядчиком China Railway 23rd Bureau Group.
Заместитель председателя Комитета железнодорожного и водного транспорта Минтранса РК Касым Тлепов подчёркивает: запуск терминала усиливает связку Центральная Азия — Кавказ — Европа, что делает маршрут более привлекательным для глобальных грузоотправителей.
-
Открытие Поти ТрансТерминал — важнейший шаг в развитии Транскаспийского маршрута.
-
Новый хаб обеспечит стабильный экспортно-транзитный поток из Центральной Азии в Европу.
-
Проект продемонстрировал эффективность модели частных инвестиций при поддержке национальных стратегий.
Терминал в Поти становится опорной точкой Среднего коридора и формирует новую главу в евразийской логистике.