Апрель: рост перевозок продолжился
В апреле 2018 г. рост перевозок продолжился: погрузка составила 108,9 млн т (+3,4% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 215,5 млрд т-км (+5,0%).
Растут перевозки угля (+8,7%), железной и марганцевой руды (+7,8%), черных металлов (+9,8%), удобрений (+6,4%) и зерна (+58,8%). При этом снизились перевозки строительных (-6,6%) и лесных грузов (-2,4%), цемента (-8,7%) и цветной руды (-5,9%).
Уголь: амбициозные планы
Погрузка угля в апреле выросла к прошлому году на 8,7% и составила 31,3 млн т, установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 125,6 млн т угля, что на 4,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
В апреле выросли как внутренние (+5%), так и экспортные (+8%) перевозки. Больше других стран поставки российского угля нарастили Украина (в 2 раза), Польша (в 2 раза), Япония (+10%) и Румыния (в 3 раза).
По словам главы ОАО «РЖД» О. Белозерова, к 2025 г. объемы железнодорожных перевозок угля должны вырасти с 359 млн т в 2017 г. до 500 млн т. При этом отмечается недостаток инфраструктуры не столько со стороны железной дороги, сколько со стороны перевалочных мощностей портов. В результате происходит расширение географии перевозок — появились транзитные отправки через Финляндию, Калининград и Польшу. Кроме того, в РЖД рассчитывают на развитие Мурманского порта, а также на проект по созданию Северного широтного хода. Возможны отправки определенных объемов угля в Турцию через Азербайджан и Грузию.
На рынке сохраняются все перспективы для дальнейшего роста перевозок угля по железной дороге преимущественно за счет увеличения экспортных поставок.
Нефть и нефтепродукты: РЖД продолжают борьбу за грузовую базу
Погрузка нефти и нефтепродуктов в апреле осталась на уровне предыдущего года и составила 19,3 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 79,5 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 1,2% ниже показателя аналогичного периода 2017 г.
На 2018 г. РЖД продлили скидки к тарифам на перевозки нефтяных грузов. Для некоторых маршрутов (со станций Томск-1 и Асино) при вмешательстве ФАС понижающий коэффициент был установлен на уровне 0,99 вместо ранее действующих 0,7 и 0,6 соответственно. При этом для ряда других станций размер скидки более существенен. Так, на отправки дизельного топлива, мазута, бензина, керосина и газойля со станции Хабаровск-1 введен понижающий коэффициент 0,793.
Кроме того, установлен коэффициент в размере 0,658 для перевозок грузов со станции Тюмень-Северная — вблизи станции расположен НПЗ, на котором во 2 квартале текущего года намечен запуск производства бензина марок АИ-92 и АИ-95 стандарта Евро-5.
В настоящий момент в связи с развитием трубопроводного транспорта на рынке отсутствуют предпосылки для восстановления объемов железнодорожных перевозок, а скорость падения погрузки будет зависеть преимущественно от государственного регулирования и политики РЖД.
Строительные грузы и цемент: падение выпуска из-за погодных условий на фоне восстановления отрасли
Погрузка строительных грузов в апреле снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 6,6% и составила 11,3 млн т, а цемента — на 8,7% и составила 2,1 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 40,0 млн т строительных грузов и 6,6 млн т цемента, что на 0,1% и 4,1% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.
Эксперты считают снижение выпуска строительных материалов и цемента кратковременным явлением и связывают его с нетипично холодными погодными условиями весны 2018 г.
При этом активно растет жилищное строительство: в апреле 2018 г., по данным Росстата, в РФ было введено в эксплуатацию 4,5 млн м2, что на 7,5% больше показателя апреля 2017 г., а с начала года рост составил 16,7%.
По оценке главы АО «Дом.рф», к концу года ипотечные ставки могут снизиться до 8-8,5%, а объемы выдачи ипотеки вырастут в 1,5 раза и составят около 2,8 трлн руб. Эксперты отрасли считают, что такой рост спроса должен также привести и к существенному увеличению объемов строительства.
Согласно майскому указу президента РФ в течение ближайших 6 лет активизируется дорожное строительство. К 2024 г. к нормативному состоянию в России должно приблизиться 85% дорог. При этом, на эти цели планируется выделить 11 трлн руб.
В среднесрочной перспективе на фоне восстановления строительной отрасли перевозки стройматериалов и цемента могут вырасти, в этом сегменте потенциал для дальнейшего роста по-прежнему значителен.
Черные металлы: производители наращивают мощности
Погрузка черных металлов в апреле выросла к уровню предыдущего года на 9,8% и составила 6,7 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 26,5 млн т черных металлов, что на 10,9% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Рост погрузки в апреле произошел за счет увеличения перевозок на внутренних направлениях (+25%), тогда как экспортные отправки остались на уровне прошлого года. На российском рынке растет потребление листовой стали (+25%), путевой решетки (вдвое) и чугуна (в 4 раза).
Участники отрасли позитивно оценивают спрос и планируют увеличить свои мощности. Так, в мае ООО «Тулачермет-Сталь», Минпромторг РФ и Тульская область заключили специальный контракт по созданию литейно-прокатного комплекса мощностью 1,5-1,8 млн т проката в год.
В то же время Группа НЛМК начала проект реконструкции машины непрерывного литья заготовок на Липецкой производственной площадке, при реализации которого мощность агрегата вырастет на 80% (до 1,8 млн т/год), а также будет освоен выпуск «тяжелых» слябов толщиной до 400 мм и шириной до 2 800 мм.
Кроме того, Нижнетагильский металлургический комбинат ЕВРАЗ расширяет географию реализации — завод заключил контракт на поставку тысячи железнодорожных колес для словацкой компании ZOS Trnava, что позволит укрепить позиции компании на экспортном рынке.
В текущих условиях можно ожидать увеличения внутренних перевозок черных металлов железнодорожным транспортом на фоне роста спроса на отечественную продукцию и, как следствие, наращивания производственных мощностей сталелитейщиков.
Руда: переориентация на внутренний рынок продолжается
Погрузка руды в апреле составила 9,7 млн т, что выше уровня предыдущего года на 7,8%. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 36,9 млн т руды, что на 3,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
По-прежнему отмечается разнонаправленная динамика перевозок. На внутренних направлениях объемы выросли почти на 10%, а на экспортных — снизились на 8%. Основное падение по-прежнему приходится на Китай (почти в 2 раза) и Польшу (поставки снизились до минимального уровня). Среди стран, нарастивших потребление российской руды, — Италия, Германия и Франция. Рост экспорта к прошлому году составил 100-150 тыс. т.
В настоящее время на рынке отсутствуют предпосылки для существенного изменения текущей динамики. Вследствие роста внутреннего спроса на металлургическую продукцию экспорт руды сокращается.
Лесные грузы: умеренный рост внутренних перевозок
Погрузка лесных грузов в апреле снизилась к уровню предыдущего года на 2,4% и составила 4,1 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 15,5 млн т лесных грузов, что на 3,2% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Внутренние перевозки увеличились на 5%, тогда как экспорт снизился на 3,5% впервые с начала года из-за сокращения поставок в Китай на 7%.
По оценке Минпромторга России, лесная отрасль страны обладает огромным потенциалом. Прогнозируется, что объем поставок продукции ЛПК внешним потребителям к 2024 г. вырастет в 1,5 раза до $17 млрд. Наибольшие перспективы связаны с реализацией ряда крупных проектов создания ЦБП: к 2030 г. потенциальный спрос на российскую целлюлозу может вырасти почти в 2 раза.
Кроме того, к 2025 г. планируется увеличить применение продукции деревянного домостроения в общем объеме жилищного строительства с 10% до 20%. В Москве и Подмосковье будут реализованы пилотные варианты многоэтажных деревянных эко-кварталов уже в ближайшее время.
Вдобавок в ближайшие годы ожидается трехкратный прирост объемов производства пеллет, которые обладают значительным экспортным потенциалом. Последние несколько лет ежегодный темп роста поставок пеллет за рубеж составляет порядка 30%, что делает Россию крупнейшим в мире экспортером этого биотоплива. Так, в мае Российский фонд прямых инвестиций, компания JBICIG Partners, дальневосточная RFP Group и японская ProspectCo. договорились о совместном проекте, предполагающем строительство заводов по выпуску топливных гранул общей мощностью 135 тыс. т в год.
На фоне развития лесопромышленного комплекса РФ ожидается умеренный рост погрузки лесных грузов железнодорожным транспортом.
Зерно и продукты перемола: рекорд погрузки за последние 15 лет
Погрузка зерна в апреле составила 2,7 млн т (+58,8% к апрелю предыдущего года), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 9,8 млн т зерна, что на 45,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Внутренние перевозки выросли на 15%, а экспортные — вдвое за счет увеличения объемов поставок в Египет (в 2 раза), Бангладеш (в 6 раз) и Монголию (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).
Аналитики снизили прогноз урожая будущего сезона. Так, центр «СовЭкон» скорректировал оценку урожая пшеницы в России на 1,2 млн т в сторону уменьшения: с 78,2 млн т до 77 млн т. Пересмотр связан с задержкой сева яровых агрокультур в Сибири. Прогноз сбора зерна в целом планировался ниже показателей прошлого сезона (135,4 млн т) — на уровне 126,2 млн т, но был дополнительно изменен до 124,9 млн т. Однако, по данным аналитического центра «Русагротранса», с учетом переходящих запасов возможности вывоза зерна из страны в будущем сезоне могут составить до 50-51 млн т, тогда как в текущем сезоне вывоз зерна прогнозируется на уровне 53,2 млн т. При этом объем железнодорожных отгрузок в этом сезоне впервые увеличится до 18,6 млн т, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем сезоне.
В мае торговый дом «Риф» заключил соглашение о сотрудничестве с «Объединенной зерновой компанией», согласно которому планируется строительство в морском порту Новороссийск специализированного зернового терминала производительностью до 12,5 млн т, а также зернохранилища емкостью до 300 тыс. т единовременного хранения. При этом, по оценке руководителя аналитического центра «Русагротранса», в ближайшие 5 лет перевалочные мощности российских портов могут увеличиться почти на 30 млн т до 84 млн т. Помимо Новороссийска, планы строительства новой и расширения уже действующей инфраструктуры также разрабатываются в портах Тамань, Усть-Луга, Азов, Приморск и Зарубино.
В среднесрочной перспективе перевозки зерна железнодорожным транспортом будут расти на фоне высоких переходящих запасов текущего сезона, перспективного урожая будущего, обнуления экспортных пошлин и наращивания мощностей портовой инфраструктуры.
Химические и минеральные удобрения: потерю украинского рынка удалось возместить наращиванием поставок в другие страны
Погрузка удобрений в апреле составила 5,0 млн т (+6,4% к апрелю предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 20,3 млн т удобрений, что на 6,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
При этом перевозки на внутренних направлениях выросли на 10%, тогда как на экспортных — на 4%. Основное увеличение поставок за рубеж произошло в Китай (+10%), Бразилию (+22%) и США (+35%). Продолжается рост поставок в Сирию (в прошлом году не приобретала удобрения из РФ) — в апреле отгрузка в страну достигла 80 тыс. т.
Таким образом производителям удалось заместить потерю рынка Украины, власти которой в марте этого года ввели полное эмбарго на российскую продукцию. На фоне ограничительных мер крупнейший производитель удобрений «Еврохим» принял решение продать свое дочернее предприятие на Украине и уйти с рынка.
Российские производители позитивно оценивают спрос в текущем году. Так, по мнению «Уралкалия», в 2018-м спрос на калийные удобрения сохранится на высоком уровне и может достичь 67-68 млн т. Исходя из этого «Уралкалий» планирует заключить очередной контракт с китайскими потребителями по цене, которая будет как минимум на 10% выше цены 2017 г.
Что касается рынка азотных удобрений, генеральный директор «Уралхима» Дмитрий Коняев считает, что по итогам 2018 г. увеличение спроса будет на уровне 5-10% на фоне низких показателей первого квартала из-за затяжной зимы.
В связи с увеличением спроса компания «ФосАгро» запланировала строительство нового производства компонентов для удобрений (1 млн т аммофоса и 1 млн т апатитового концентрата в год) рядом со своим действующим заводом «Метахим» в Волховском районе Ленобласти. Инвестиции в проект составят 20 млрд руб.
В среднесрочной перспективе перевозки железнодорожным транспортом будут расти на фоне увеличения спроса на мировом рынке, а также ввода новых мощностей российскими компаниями.
Профицит полувагонов и хопперов на минимальном уровне
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 024 тыс. ед., тогда как неисправный на начало мая по-прежнему на низком уровне — около 54 тыс. ед. В результате профицит парка составил 52 тыс. ед., но в сегментах полувагонов и хопперов почти полностью отсутствовал.
В апреле реализация вагонов заводами СНГ составила 6,8 тыс. ед., что на 35% выше результатов апреля 2017 г. (5,0 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,5 тыс. вагонов.
На начало мая парк вагонов нового поколения разных производителей превысил 104 тыс. ед.
Полувагоны: рынок далек от насыщения
Списочный парк полувагонов на сети РЖД достиг 498 тыс. ед., что выше уровня апреля прошлого года на 4%.
При этом выпуск значительно превышает списание. В апреле реализация полувагонов заводами СНГ составила 4,2 тыс. ед., тогда как их списание ─ всего 0,4 тыс. ед.
Ставки аренды на типовые полувагоны в мае выросли до 1 725 руб./сутки — парк задействован полностью за счет роста перевозок угля, грузооборот которого в полувагонах вырос на 10%.
Хопперы: профицит в сегменте отсутствует
Парк зерновозов вырос относительно прошлого года всего на 4%, при этом грузооборот в зерновозах увеличился в 1,5 раза к апрелю прошлого года, главным образом — за счет двукратного роста грузооборота зерновых.
Несмотря на увеличение погрузки минеральных удобрений грузооборот в апреле остался на уровне прошлого года. Такого результата удалось добиться благодаря использованию невостребованного сейчас парка цементовозов. На фоне благоприятной конъюнктуры рынка закупки минераловозов в апреле составили 500 ед.