Провожаем 2021 год и анализируем тренды 1 квартала 2022 года. Уже ставший традиционным обзор от руководителя отдела оперативного маркетинга ПГК Екатерины Агаповой. Эксперт рассказывает о том, как завершился 4 квартал 2021 года для железнодорожной отрасли, а также рассказывает, к чему готовиться участникам рынка в 1 квартале 2022 года.
Что 1 квартал 2022 года приготовил рынку?
В 1 квартале 2022 года ожидается рост объема перевозок грузов по сети к этому же периоду прошлого года до 2%. Прирост покажут цистерны (+6%) и контейнеры (+около 10%). Однако успех последних будет сильно зависеть от сбалансированности мировых логистических цепочек и наличия самих «ящиков». В связи с этим будут уверенно чувствовать себя крытые вагоны (рост до 6%). Кроме того, рассчитываем на восстановление погрузки в полувагонах (до +1,5%).
По мнению экспертов, в текущем году при сохранении спроса на уголь из-за холодной погоды и высоких цен на газ, снятие инфраструктурных ограничений будет позитивно сказываться на росте объема перевозок. При выполнении планов по модернизации Восточного полигона рост пропускной способности позволит увеличивать погрузку в страны АТР.
В январе Индонезия (крупнейший мировой экспортер угля) запретил продажу за рубеж, чтобы не снижать поставки внутри страны и исключить риск отключения электроэнергии. Основные покупатели индонезийского угля — это Китай, Япония и Южная Корея. Этот факт также положительно скажется на спросе на российский уголь, объем поставок будет зависеть от ограничений на сети. К слову, в Минэнерго в 2022 году ожидают рекордный объем добычи угля в России – 450 млн тонн (+2,5% к итогам 2021 г).
При росте транспортировки угля в полувагонах на 1% ожидается рост погрузки минерально-строительных грузов до 2-3%. При этом уголь может потеснить их, если будет прирастать более активными темпами.
В 2022 году ПГК ожидает сохранения роста объемов погрузки черных металлов. В 1 квартале 2022 года объем их транспортировки может вырасти на 7-8% год к году. Свыше 90% черных металлов по железной дороге перевозится в полувагонах. Рост транспортировки будет происходить за счет внутренних отправок (60% от общего объема). Увеличение произойдет на фоне восстановления российской экономики и промышленного производства. На экспорт будет расти грузопоток в направлении стран Европы. Кроме того, с февраля начнут проявлять больший интерес к российским черным металлам страны АТР.
Погрузка в хопперах-цементовозах вырастет до 6% по отношению к этому же периоду прошлого года. Наилучшие результаты покажут сегменты промышленного сырья и формовочных материалов, а также строительных грузов. Это связано с высокими темпами строительства в 2021 году.
Ожидается, что погрузка в крытых вагонах в 1 квартале 2022 года вырастет примерно на 6%. Помимо строительных грузов увеличится транспортировка леса и бумаги на фоне снятия ограничений на сухопутных погранпереходах с Китаем. Высокие темпы погрузки продуктов перемола внутри страны сохранятся (+19% к 4 кварталу 2021 года).
Погрузка сахара ожидается на уровне 10-13%. По состоянию на 10 января в России произведено 5,33 млн тонн свекловичного сахара, что на 430 тыс. тонн больше, чем на эту же дату прошлого года (по информации от «Союзроссахара»). Общий объем выпуска свекловичного сахара из сахарной свеклы урожая 2021 года оценивается на уровне 5,5 млн тонн.
Погрузка цветных металлов в крытых вагонах может вырасти до 20% в 1 квартале 2022 года. Благодаря запуску РУСАЛом Тайшетского алюминиевого завода в декабре 2021 года в Иркутской области погрузка цветных металлов в крытых вагонах может вырасти до 20% в 1 квартале 2022 года. Мощность первого пускового комплекса составляет 428,5 тыс. тонн в год. Более 80% погрузки цветных металлов в КР идет на экспорт, 70% из которого в направлении европейских стран.
Контейнерные перевозки немного замедлились: во 2 полугодии 2021 года они увеличились до 10% (при этом 1 и 2 квартал 2021 года демонстрировали прирост на 22-24%). Нам видится, что этот темп сохранится и в 1 квартале 2022 года. Импорт и транзит останутся приоритетными направлениями контейнерных отправок. Основные сегменты грузов с положительной динамикой в 1 квартале 2022 года — это лесные грузы (+более 10%), товары народного потребления (+около 15%), а также машины, станки и метизы (+около 20%).
На перевозку лесных грузов не только в 1 квартале, но и в целом в течение года будет оказывать влияние повышенная ставка на экспорт лесоматериалов влажностью выше 22%, толщиной, шириной и высотой более 10 см. Производители лесоматериалов уже начали осваивать более глубокую переработку и ожидается, что они продолжат это делать, чтобы оставаться конкурентными на международных рынках. Сегменты, которые в будущем, скорее всего, покажут наилучшую динамику роста на экспорт, — это целлюлозно-бумажная продукция и пиломатериалы. Однако активный рост последней номенклатуры в краткосрочной перспективе маловероятен из-за большой капиталоемкости. Сложности могут возникнуть на Дальнем Востоке, где сосредоточены существенные лесные запасы страны преимущественно ценных хвойных и лиственных пород. На китайской границе расположено большое количество деревообрабатывающих заводов, которые используют российский круглый лес для дальнейшей переработки. В ДФО несколько лесоперерабатывающих заводов тоже есть, но их мощности невелики – около 5 млн кубометров древесины в год.
Мы ожидаем дальнейший рост погрузки удобрений под влиянием высокого спроса и цен на фоне энергетического кризиса и остановки химических предприятий. Остается также непонятна судьба белорусских удобрений. Правительство Литвы аннулировало соглашение о железнодорожном транзите через страну калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий». Договор станет недействительным с 1 февраля (годовой объем около 11 млн тонн). Крупнейшими импортерами белорусских удобрений являются Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и Украина. У Республики Беларусь нет выхода к морю, чтобы отправить товар, его нужно везти к портам других стран. Этот фактор также может повлиять на отгрузку российской продукции и транспортировку по сети РЖД в целом.
Год прошел, итоги остались
Погрузка по итогам 2021 года к 2020 году выросла на 3,2% (или + около 40 млн тонн). Основной рост наблюдался в сегментах каменного угля (+18,5 млн тонн) и нефтепродуктов (+8,7 млн тонн). Строительные грузы, напротив, показали отрицательную динамику (-5 млн тонн), поскольку для их перевозки не хватало полувагонов. Этот вид парка активно привлекался под перевозку угля на экспорт. Кроме того, на 2,8 млн тонн снизились поставки зерна. Это связано с вводом ограничений на поставки за рубеж.
Основной прирост погрузки по итогам года произошел внутри страны (+3% или + 20 млн тонн), на экспорт направлено на 16 млн тонн грузов больше, чем годом ранее.
Основные факторы, которые сдерживали рост погрузки в 2021 году:
- Инфраструктурные ограничения. Хотя восстановление мировых экономик и сбои в традиционных мировых морских цепочках поставок играли России на руку, пропускные возможности железных дорог на востоке страны не дали логистическим компаниям в полной мере воспользоваться этой возможностью. В результате, например, когда резко вырос спрос на уголь, при общем профиците полувагонов на сети образовался их локальный дефицит. Угольные предприятия могли бы отгружать больше продукции, но такой возможности у них не было.
- Вводимые экспортные пошлины и ограничения в работе погранпереходов. Весной прошлого года Правительством РФ были введены пошлины на пшеницу. Этот факт резко снизил ее отправки за рубеж. Существенный прирост экспорта по этой номенклатуре наблюдался лишь в январе и феврале. Со 2 июня 2021 года вступила в действие «плавающая» экспортная пошлина на пшеницу, кукурузу и ячмень. Аграрии переориентировались на внутренние рынки, однако в объемах транспортировки все равно потеряли. Введение в РФ экспортных пошлин на стальную продукцию в конце июня привело снижению цен и увеличению предложения на российском рынке. При этом на фоне распространения коронавируса была ограничена работа с Китаем. Например, в конце года в РЖД остановили прием грузов в адрес Гродеково - Суйфэньхэ и Забайкальск - Маньчжурия, кроме контейнерных. В один момент на сети оказалось свыше 6 тыс. вагонов, которые попали под ограничения. Этот факт осложнил и без того непростую обстановку на сети.
- Антиковидные меры, недостаточно быстрый рост экономик и снижение реальных доходов населения. C точки зрения ковидных ограничений наибольшие сложности возникали с Китаем. Например, из-за высоких цен на газ возник ажиотажный спрос со стороны зарубежных стран, в том числе КНР. Однако из-за строгих карантинных мер здесь не могли оперативно обрабатывать грузы. В итоге вагоны подолгу простаивали, ожидая своей очереди. Еще летом РЖД говорили о том, что за июль объем перевозок всех грузов из России в Китай был снижен более, чем на 11,5%. В начале августа цифра выросла практически до 30%, по углю — до 45%. Кроме того, экономика России и зарубежных стран еще не оправилась от пандемии, реальные доходы населения снизились, что не позволяет в полной мере реализовать потенциал железнодорожной отрасли.
По итогам 4 квартала 2021 года мы ожидали рост погрузки к этому же периоду 2020 года на 1-1,5%. По факту рост составил 1,6%. Это произошло в основном за счет существенного роста перевозок в цистернах на фоне низкой базы 2020 года (+8% или +4,6 мон тонн). Кроме того, объем контейнерных отправок увеличился более, чем на 10% или на 1,4 млн тонн в абсолютном выражении.
Не оправдались ожидания роста погрузки в полувагонах в размере 1%. По итогам 4 квартала 2021 года они остались на уровне прошлого года (-0,3%). Негативно повлияли ограничения, которые ввел Китай. Одна из ключевых номенклатур — энергетический уголь показала падение на 6% или – 3,6 млн тонн.