15 апреля 2019 года в Ленинградской областной торгово-промышленной палате прошла конференция, посвященная новым правилам лицензирования деятельности пассажирских перевозок.
Автобусные перевозки – важный сектор экономики агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Так, в 2018 году в 47 регионе автобусами было перевезено 56,9 млн. пассажиров, а пассажирооборот составил 1132,5 млн. пасс-км. В Санкт-Петербурге показатель перевозки пассажиров автотранспортными предприятиями оказался на порядок выше (584 млн), что связано с более высокой интенсивностью перемещения жителей внутри города. Соответствующий пассажирооборот в 78 регионе составил 3389,8 млн пасс-км.
Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2019 года № 195, вступило в силу с 1 марта 2019 года.
Согласно действующему законодательству для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию до 29 июня текущего года. Прием заявлений на лицензирование и выдача лицензий осуществляется территориальными управлениями Ространснадзора.
О том, как пройти процедуру лицензирования максимально быстро и с минимумом организационных и временных затрат, перевозчикам рассказал руководитель Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора. Кроме того, на конференции были освещены проблемные вопросы, стоящие перед сообществом автоперевозчиков региона, связанные с обучением и аттестацией работников транспортной сферы, а также с осуществлением регулярных и заказных перевозок пассажиров и багажа в направлении Финляндской Республики. Отдельным пунктом повестки стала дискуссия о роли и задачах общественных объединений автоперевозчиков.
В конференции приняли участие руководители ФБУ «Росавтотранс» и Ространснадзора, Комитета по транспорту Санкт-Петербурга и управления Ленинградской области по транспорту, филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в СЗФО, Российского автотранспортного союза, руководство СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ООО «Петербургская Транспортная Компания», ООО «Питеравто», АО «Третий Парк» и другие представители региональных и федеральных исполнительных органов государственной власти, общественных объединений и ассоциаций автоперевозчиков, руководители компаний, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
В ходе конференции участники обсудили вопрос развития рынка международных автобусных перевозок пассажиров между Российской Федерацией и Финляндской Республикой (как заказных, так и регулярных). Первый заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Руслан Лужецкий отметил, что благодаря сокращению количества разовых разрешений на перевозку пассажиров между Российской Федерацией и Финляндской Республикой, договоренности о котором были достигнуты в рамках работы смешанной Российско-Финляндской Комиссии, в 2018 – 2019 гг. российскими перевозчиками были открыты новые регулярные международные автобусные маршруты, связавшие Санкт-Петербург и Ленинградскую область с городами Хельсинки, Лаппеенранта, Иматра. Причем, открыты эти маршруты были на так называемой «безпаритетной» основе, то есть обслуживаются они только российскими компаниями. Рынок заказных перевозок в направлении Финляндской Республики при этом не был затронут, о чем говорит статистика выдачи разовых разрешений на перевозку пассажиров и багажа. Представители крупнейших компаний-перевозчиков, присутствовавших на совещании, и представители ассоциаций и общественных объединений перевозчиков выразили согласие с этой позицией. В развитие вопроса, директор филиала АСМАП в СЗФО Константин Шаршаков отметил, что на конец 2018 года, по информации АСМАП, невостребованными остались 242 разрешения.
Важнейшая задача, которую нам предстоит решить, напоминает директор филиала ФБУ Росавтотранс в СЗФО Роман Трофимов – это задача эффективной коммуникации между предпринимателями и чиновниками, между деловой и административной составляющими рынка. Предприниматели должны убедиться в том, что прозрачность системы автобусных перевозок в долгосрочной перспективе приведет к общему выигрышу, в том числе и финансовому. В сфере легализации и совершенствования рынка автоперевозок уже сделано немало. Сотрудники Росавтотранса открыты для диалога с бизнесом, со всеми, кто работает сейчас, кто готов к инвестициям, кто планирует выход на этот рынок. В этой связи у нас есть очень позитивный опыт сотрудничества как с Ленинградской областной ТПП, так и с другими организациями предпринимателей.
Практические вопросы, связанные с выполнением перевозчиками требований Постановления Правительства РФ от 27.02.2019 г. № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», нашли свое отражение в подробном докладе начальника Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергея Преображенского.
Представитель Ространснадзора напомнил, что порядок выдачи лицензий в настоящее время не предполагает выездной проверки. В число требований к получателям лицензий на пассажирские перевозки входит: наличие автобусов, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем; наличие лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключенного договора об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), а также наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
О порядке аттестации должностных лиц перевозчика, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, рассказали представители Ространснадзора, а также директор ФГАОУ ДПО «Межрегиональный центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров имени Героя Советского Союза В.К. Артюха» Андрей Коротков.
Вице-президент ЛО ТПП Елена Дюкарева рассказала о роли общественных организаций предпринимателей в контексте задач по совершенствованию нормативно-правовой базы на примере деятельности ЛО ТПП. Так, в период 2017 – 2019 гг. в результате совместной деятельности ЛО ТПП и представителей предпринимательского сообщества были приняты несколько существенных изменений в федеральное законодательство.
«Необходимо не только говорить о проблемах, стоящих перед бизнесом, но и понимать пути их решения. С этой точки зрения институт торгово-промышленных палат и, в частности, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, является эффективным инструментом для взаимодействия между бизнесом и властью. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция создания фиктивных общественных организаций, единственной целью которых является не помощь предпринимателям, а «самопиар» руководителей с целью извлечения прибыли за счет искусственного раздувания проблем, связанных с правоприменением тех или иных норм действующего законодательства. Предпринимателям необходимо внимательно оценивать деятельность таких организаций и их руководства перед тем, как принимать решение о вступлении и оплате членских взносов», – сказала Елена Дюкарева.