
Праздники, проходящие в Китае, как правило, провоцируют рост объема перевозок товаров: импортеры стараются закупить продукцию впрок из-за недельного отсутствия отгрузок с китайских фабрик. Однако в текущем году наблюдается иная ситуация — о ее причинах расскажут эксперты.
Значительного всплеска поставок в преддверии долгих выходных в Китае с 1 по 8 октября не наблюдается, говорит директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.
«Мы видим некоторый рост количества отгрузок — порядка 10-15%. Но неверно будет принимать этот рост за общую динамику рынка перевозок, поскольку есть ещё и независимые напрямую от рынка факторы, такие как старт нового сезона в сегменте Fashion. Например, у некоторых импортёров в октябре-ноябре начинается завоз модельного ряда 2026 года вне зависимости от высоких или низких транспортных тарифов», — комментирует он.
Как отмечает начальник отдела продаж ModernWay Иван Кирюхин, компания фиксирует локальное повышение объема перевозок — как в прямом железнодорожном сообщении, так и мультимодальными сервисами — на 10-20% по сравнению с августом. Однако существенного роста объема перевозок перед праздниками в Китае, который отмечался в 2023 и 2024 годах, пока нет.
Ставки на перевозки также демонстрируют не типичную для сезона динамику в сравнении с осенью 2024 года, когда они продолжили рост и в 2 раза превысили уровень начала лета. По словам Дмитрия Суховерши, сейчас операторы анонсируют повышение тарифов, но затем вынуждены продлевать прежние уровни ставок. Перевозчики очень гибко реагируют на любые изменения спроса, снижая стоимость транспортировки для привлечения клиентов, при этом сталкиваются с новыми сложностями, продолжает Иван Кирюхин. Так, в частности, в сентябре начала расти стоимость использования контейнеров в Китае — в среднем на 150-400 USD за 20/40-футовый контейнер в зависимости от региона. Это отрицательно влияет на покупательскую способность клиентов.
Участники рынка связывают такую ситуацию с высокой ключевой ставкой и нераспроданными стоками 2024 года. В прошлом году до четверти всех импортных контейнерных грузов занимала продукция китайского автопрома, в текущем сезоне этого не наблюдается.
«Одной из причин отсутствия высокого спроса на импортные поставки в настоящее время является охлаждение экономики в РФ из-за высокой ставки рефинансирования Центробанка. Многие импортёры сталкиваются со сложностями в реализации своих товаров в связи со снижением покупательской активности в России. Это вынуждает импортёров закладывать в цену товаров затраты на обслуживание дорогостоящих кредитов, что приводит к уменьшению конкурентоспособности продукции и дальнейшему снижению покупательской активности», — объясняет представитель FM Logistic.
«Мы видим, что заключенные контракты на поставку товара отменяются, либо изначально запланированные к перевозке объемы сокращаются, — продолжает эксперт ModernWay. — Сейчас на рынке наблюдаются колебания объема заказов и спроса на перевозки, поэтому очень сложно спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации».
В то же время некоторые эксперты считают, что ближе к ноябрю и позднее тарифы могут показать рост. Однако на это будут влиять различные факторы. «Катализаторами для увеличения объема ввоза товаров в Россию могут послужить предновогодний всплеск продаж и введение с 1 января в РФ утилизационного (экологического) сбора на пластик, который присутствует в широкой номенклатуре товаров из КНР, а также предложенное Минфином РФ повышение НДС с 20% до 22% с 2026 года и ряд других причин», — заключает Дмитрий Суховерша.