Снижение темпов роста экономики, национальный протекционизм, развитие санкционного противостояния, рост затрат транспортных компаний, ужесточение условий работы в Евросоюзе, перераспределение грузовых потоков… Каким для российского рынка международной транспортной логистики был 2018 год и что ждет его участников в 2019-20 гг. – отвечают эксперты Группы компаний TELS:
Ольга Новик, директор по экспедированию
Андрей Абрагимович, директор транспортного бизнеса
Елена Сазончик, маркетинг-директор
Иван Самусев, коммерческий директор
Владимир Карачун, руководитель Департамента сборных грузов
Как бы вы охарактеризовали в целом состояние российского рынка международных транспортно-логистических услуг в 2018 году?
Рынок международных автомобильных перевозок
Елена Сазончик: Рынок международных автомобильных грузоперевозок в 2018 году вел себя сдержанно. Со второго квартала к концу года постепенно нарастала небольшая отрицательная годовая динамика импорта из ЕС в Российскую Федерацию (-2,7% за 10 месяцев 2018 года). Но важно учесть, что сокращение объемов ввоза здесь произошло главным образом за счет товарной группы 84 ТН ВЭД (минус более 30%), куда входит промышленное оборудование и прочие тяжеловесные грузы. В количестве транспортных заказов рынок автомобильных грузоперевозок из Европы в РФ за этот период оставался в положительной динамике.
Экспорт на автомобильном транспорте в ЕС за 10 месяцев 2018 года увеличился на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. И это на фоне сильного сокращения перевозок нефтепродуктов.
Наибольшие объемы импорта из Евросоюза в Российскую Федерацию в физическом выражении (тоннах) приходились на товары FMCG – в 2018 году они составляли около четверти всего грузопотока на автотранспорте, хотя по ним произошло и самое большое сокращение – порядка 25% по сравнению с 2017 годом. По 12-13% рынка импортных автотранспортных перевозок из Евросоюза занимают перевозки химии, электронной и бытовой техники; по 8-9% приходится на пластмассу, бумагу и изделия из них; по 6-7% - продукция автопрома, металлы.
В экспортном направлении более 50% рынка автотранспортных грузоперевозок из России в ЕС в 2018 году занимали перевозка древесины, 14% - металлы, 10% - химия, 7% - товары FMCG.
Андрей Абрагимович: За счет роста спроса на грузоперевозки в 2017 году российские автотранспортные компании немного поправили свои дела, начали обновлять свои устаревшие автопарки и наращивать провозные возможности. Из-за отложенного спроса (с 2013 года новой техники закупалось очень мало) в 2017 году, по данным Автостат, закупки новой крупнотоннажной техники в России выросли на 68% по сравнению с 2016 годом. За 7 месяцев 2018 года новой большегрузной автотехники продано на 15% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Провозной потенциал российских автотранспортных компаний восстанавливается, хотя в 2018 году рынок уже не давал поводов для большого оптимизма.
В 2018 году рынок рос очень небольшими темпами. Предложение грузов в течение года потихоньку сужалось, требовалось прилагать все больше усилий для загрузки машин. Увеличились затраты на топливо и зарплаты водителей-международников. При том, что пробег автомобилей у нас увеличился, прибыльность перевозок остается на том же уровне – за те же деньги мы работаем больше.
Август 2018 года снова напомнил российским международным перевозчикам о валютных рисках.
Ослабление рубля снизило прибыльность транспортных компаний и простимулировало заказчиков сократить партии ввозимой продукции в ожидании падения потребительского спроса. Это частично перераспределило объемы транспортных заказов с комплектных автомобильных перевозок в пользу услуг по доставке сборных грузов.
Развитие рынка комплексной логистики
Елена Сазончик: Рынок комплексных логистических услуг (3PL) в 2018 году развивался, что закономерно и неизбежно. Уровень логистического аутсорсинга в России находится на достаточно низком уровне, а потребность в нем у заказчиков с течением времени растет. По данным исследовательского агентства M.А. Research, в 2017 году рынок 3PL услуг вырос на 11,8% по сравнению с 2016 годом, по итогам 2018 года темпы роста в этом сегменте ожидаются на уровне 5%.
Рост спроса на услуги комплексной транспортной логистики подтверждается и внутренней статистикой TELS. C 2015 г. ежегодный прирост по количеству тендеров в компании был в диапазоне 20-45%. Крупные и некоторые средние заказчики все чаще ставят себе задачи не на закупку минимальных ставок фрахта на каждом направлении – они закупают оптимизированный бюджет по комплексу своих потребностей, включая сопутствующие услуги: таможенное оформление, страхование и пр. Такой подход начинает все больше нравится клиентам, поскольку значительно упрощает управление логистикой и стабилизирует бюджет на установленный период. При этом заказчики ТЛУ фактически получают бесплатный консалтинг по оптимизации логистической деятельности.
Развитию российского рынка 3PL логистики способствует увеличение импорта из Китая: +28,2% за январь-октябрь 2018 года к аналогичному периоду 2017 г. в денежном выражении. На этом направлении сейчас идет мощное развитие инфраструктуры сухопутной доставки грузов, что открывает новые возможности для оптимизации логистики импорта из КНР. Но реализовать в полной мере эти возможности может только компетентный оператор 3PL услуг.
Ольга Новик: Дополнительным стимулом для перехода заказчиков ТЛУ от закупки базовых услуг к развитию комплексных отношений с транспортно-экспедиционными компаниями стал дефицит автотранспорта в 2017 году. Тогда у нас была хорошая возможность продемонстрировать свои способности в обеспечении клиентов провозными возможностями, в том числе за счет различных схем доставки. В 2018 году эти наработки позволили нам увеличить объем оказываемых услуг.
Вариативность логистических схем дает возможность 3PL-оператору обходить проблемы с дефицитом транспорта на отдельных направлениях в пиковые периоды, обеспечивать плановую доставку грузов на фоне недостатка разрешений на автомобильные международные перевозки в конце года.
Крайне сложно обойтись без комплексных логистических услуг импортерам товаров в ЕАЭС, если их поставщики не обеспечивают маркировку товаров знаками ЕАС и не печатают на упаковке и в инструкциях информацию на русском языке. В этом случае товар должен быть промаркирован в процессе доставки, что подразумевает целый комплекс услуг: транспортировку, складские услуги, организацию работ с грузом и пр.
В нашей практике отмечается рост участия железнодорожного транспорта в перевозках потребительских товаров из Европы. Тяжелые грузы, как, например, керамическая плитка, выгоднее ввозить ж/д транспортом, и некоторые наши заказчики используют такую возможность в полной мере. Здесь тоже есть различные схемы оптимизации: как разделить маршрут на автомобильный и железнодорожный этапы, какие ж/д станции выбрать для загрузки и для пересечения границы, где осуществить таможенную очистку груза и пр.
Растет интерес наших заказчиков к схемам импорта из КНР с участием ж/д транспорта.
2019 году упрощаются автомобильные грузоперевозки между Россией и Китаем. Возможности для оптимизации логистических схем на этом направлении растут постоянно.
Какие факторы и тенденции окажут влияние на развитие отрасли в 2019-20 гг.?
Замедление темпов роста экономики и торговли
Елена Сазончик: Главными факторами, влияющими на рынок логистики, всегда были экономические показатели стран, объемы инвестиций в производственную сферу и уровень покупательской способности населения. В этой части наши ожидания «сдержанно оптимистичные» – рост мировой экономики замедляется. В октябре МФВ скорректировал свои прогнозы по росту мировой экономики в 2018-19 гг.: теперь этот показатель составляет 3,7% - на 0,2 п.п. ниже, чем в апрельском прогнозе.
Рост экономики в зоне евро, согласно июльским прогнозам МВФ (в октябре эти данные не корректировались), снизится до 2,2% в 2018 году и 1,9% в 2019 году (в 2017 году он был на уровне 2,4%). В развивающихся странах Европы прогнозируется замедление роста с 5,9% в 2017 году до 4,3% в 2018 году и до 3,6% в 2019 году. Рост в Китае замедлится с 6,9% в 2017 году до 6,6% в 2018 году и 6,4% в 2019 году.
Добавляет немного оптимизма прогноз экономического роста в СНГ: здесь МВФ в июле даже повысил на 0,1 п.п. свои прогнозы по сравнению с апрельскими данными – ожидается стабилизация на уровне примерно 2,3% в 2018–2019 годах. Прогноз по росту российской экономики оставлен на уровне 1,7% в 2018 году и 1,5% в 2019 году.
Прогноз МВФ по росту мировой торговли товарами и услугами в июле снижен до 4,8% в 2018 году (-0,3 п.п. по сравнению с их апрельским докладом) и до 4,5% в 2019 году (-0,2 п.п.). Одной из причин этого снижения назван рост национального протекционизма в экономической сфере, инициированный США в виде тарифных барьеров и получивший ответную реакцию во всем мире.
Для более глубокого понимания последствий этих тенденций будет полезно вспомнить, что мировая торговля в период с 60-х годов прошлого века до 2007 года росла темпами в среднем в 2 раза выше темпов роста мирового ВВП. Росту международной торговли способствовало снижение издержек, в том числе, за счет технологических достижений и низких тарифных барьеров. В свою очередь, рост торговли стимулировал прогресс в промышленности и повышение производительности, что приводило к дальнейшему снижению издержек, и, как результат, к высокому росту уровня жизни.
При этом сформировалась высокая зависимость экономик стран от международной торговли и высокая эластичность мировой торговли по отношению к колебаниям показателей мирового ВВП, что привело в 2009 году к падению торговли примерно на 10% при сокращении производства всего на 2%.
С 2012 года эластичность мировой торговли сильно снизилась (1,2 в 2017 году), что имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, торговля стала не так сильно реагировать на снижение темпов роста ВВП, с другой стороны, она уже не является такой мощной поддержкой мирового производства, какой была до 2007 года. Следовательно, высоких темпов роста уровня жизни в ближайшие годы можно не ожидать.
Что же касается взаимных санкций между странами «западной коалиции» и Российской Федерацией, то их влияние на рынок транспортной логистики сильно преувеличено.
Самый главный фактор, повлиявший на логистический рынок РФ – это кризис национальной экономики на фоне мирового экономического кризиса, пик которого в России пришелся на 2015 год. Падение импорта товаров в РФ в 2014-15 годах было практически из всех стран, независимо от наличия или отсутствия санкционных отношений с Россией, но уже с 2016 года внешнеторговый оборот Российской Федерации рос на фоне всех действующих санкций.
Примерно также вел себя и рынок международной логистики – самая большая динамика падения была в 2015-м, стабилизация в 2016-м и рост в 2017-м из всех регионов мира. Санкционное противостояние имело последствия для отдельных сегментов и участников рынка, но в целом на объемы российской рынка транспортной логистики влияние санкций было не определяющим – просто перераспределились объемы и грузовая структура на направлениях.
Однако продолжительное санкционное давление на банковский сектор и отдельные отрасли российской промышленности в итоге оказывают свое негативное влияние на не очень крепкую российскую экономику.
Снижение покупательской способности населения и перераспределение грузопотоков
Елена Сазончик: Российская экономика сильно зависит от внешних факторов и сырьевых рынков, потому нестабильные цены на нефть и нарастание напряженности в международных отношниях давят на рубль, а через него – на покупательскую способность населения в отношении импортных товаров.
В декабре Сбербанк России ухудшил прогноз по курсу рубля на 2019-2020 годы - 65-70 рублей за доллар, ранее прогнозировался курс на уровне 66,5 рубля за доллар в 2019 году и 67 рублей в 2020 году. Инфляцию в РФ в 2019-2020 годах Сбербанк ожидает на уровне 4-5%. Зарплаты россиян, по прогнозам Сбербанка, в 2019 году вырастут всего на 2,5%. Для сравнения, по итогам 2018 года рост зарплат был более 7%.
Сокращение доходов населения в долларовом эквиваленте снизит спрос на импортные потребительские товары в среднем сегменте, поэтому в денежном выражении импорт товаров, скорее всего, сократится. Но физические объемы импорта вряд ли буду снижаться в той же пропорции. Следует ожидать увеличения потока более дешевых товаров из Китая, Турции и других стран Азии на фоне снижения импорта из Европы.
Усиление регулирования рынков и рост стоимости услуг автоперевозчиков
Андрей Абрагимович: Евросоюз усиливает контроль на своих дорогах. Еще в 2014 году в ЕС были утверждены новые правила, ужесточающие контроль технического состояния транспорта и разрешающие придорожную проверку коммерческих транспортных средств независимо от страны их регистрации. С мая 2018 года эти правила стали обязательны к применению во всех государствах-членах ЕС, и, по имеющимся у нас данным, такие проверки стали проводиться чаще.
В целях защиты местных рынков некоторые страны ЕС ввели законы, регулирующие минимальные выплаты для командированных сотрудников (что распространяется и на водителей), выполняющих работы на их территории. На данный момент такая практика уже действует в странах: Германия, Франция, Италия, Австрия, Чехия, Норвегия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Дания, Словения, Бельгия, Венгрия, Португалия. За нарушение этих законов введены огромные штрафы – например, во Франции эти суммы доходят до 3000 евро за каждого работника.
Министры транспорта стран Евросоюза проголосовали за "Пакет мобильности", согласно которому водителям запрещено проводить свое время отдыха в кабинах автотранспорта, даже в тех, которые для этого специально приспособлены. Водитель должен отдыхать в гостинице, что влечет дополнительные расходы. В «старой» Европе такие правила фактически действуют уже во многих странах, на этом фоне восточноевропейские перевозчики обходились для своих заказчиков дешевле. После ввода в действие этих ограничений транспортным компаниям из Восточной Европы придется увеличивать свои расходы.
Для российских международных автомобильных перевозчиков самые чувствительные негативные факторы – это рост стоимости топлива и затрат оплаты труда водителей-международников. Эти две статьи расходов составляют основную долю в себестоимости услуг и сильнее всего давят на рентабельность бизнеса.
Цена топлива постоянно увеличивается с 2011 года. Весной 2018 года был очередной большой скачок. В результате ряда мероприятий со стороны правительства РФ с июня рост стоимости горючего приостановлен в розничной сети, но одновременно с этим нефтяные компании стали отменять скидки и вводить сервисные сборы по топливным картам для корпоративных клиентов. Поэтому для транспортных компаний стоимость горючего продолжала расти.
С учетом фактического роста цен на топливо для перевозчиков, а также в связи с ожидаемой отменой с 2019 года льготы к транспортному налогу для плательщиков системы «Платон» и увеличением НДС, рынок транспортной логистики ждет повышение ставок фрахта на автомобильные перевозки. В письме Ассоциаций транспортно-логистических, производственных и торговых компаний, отправленном 14 декабря в адрес премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, прогнозируется рост ставок в среднем на 10%.
Зарплата водителей большегрузного транспорта заметно выросла и продолжает расти в связи с дефицитом кадров по всей Европе. В 2018 году только в шести странах западной Европы – Великобритании, Германии, Франции, Дании и Швеции – дефицит водителей оценивается в 127,5 тыс. (по данным из отчета European Road Freight Transport 2018). По оценкам немецкого профсоюза DSLV, европейский рынок теряет около 30 тыс. водителей каждый год, а число молодых людей, получающих квалификацию водителя, не превышает 2 тыс. в год. Возникающий разрыв на рынке труда частично заполняется притоком специалистов из Восточной Европы, однако и этот ресурс уверенно иссякает. При этом миграция увеличивает кадровый дефицит в восточно-европейских странах.
Для сглаживания этой проблемы европейские компании уже начали обучать мигрантов с Ближнего Востока профессии водителя-дальнобойщика. Такие центры обучения сейчас работают в Германии и Нидерландах, программы развиваются, хотя вряд ли они существенно сократят дефицит водителей в ближайшие годы.
В 2018 году уровень оплаты труда водителей вырос на десятки процентов, и эта тенденция, вероятнее всего, будет продолжаться и в 2019-м.
К слову, наряду с дефицитом водителей, в Европе уже отмечается недостаток квалифицированных машинистов ж/д транспорта и капитанов/шкиперов судов.
Развитие отраслевой специализации и логистики мелкопартионных грузов
Иван Самусев: Отраслевая специфика – это фактор, который уже серьезно влияет на взаимоотношения заказчиков и подрядчиков рынка транспортно-логистических услуг. Логистический провайдер во многих случаях должен отвечать специальным требованиям своего клиента и иметь готовые отлаженные решения по организации доставки его грузов.
Например, для работы с клиентами из фармацевтической отрасли экспедитор должен иметь хорошую базу подрядчиков с рефрижераторным транспортом и соответствующими складами; при ввозе FMCG-товаров логистический провайдер должен уметь обеспечивать маркировку товаров знаками ЕАС, оклейку акцизными марками, комплектование этикетками и инструкциями на русском языке и т.п.; при обслуживании клиентов на направлении в/из Китая важно работать со всеми видами транспорта, что расширяет возможности по оптимизации логистических схем в различных обстоятельствах.
В связи с этим логистическим провайдерам для сохранения конкурентоспособности приходится идти на серьезные структурные изменения, адаптировать свои бизнес-модели под отраслевые стандарты и специфические требования ключевых клиентов. Например, одно из последних изменений в TELS – создание отдельного подразделения для работы с алкогольной продукцией. До этого было реорганизовано подразделение, работающее с Китаем – в нем объединились специалисты по организации перевозок разными видами транспорта.
Владимир Карачун: Объем услуг Департамента сборных грузов ГК TELS последние пять лет ежегодно прирастал в среднем на 20% независимо от положения дел на рынке. Спрос на услуги доставки мелкопартионных грузов будет и дальше расти, поскольку здесь заложен огромный потенциал по оптимизации логистики бизнеса.
С помощью сервиса сборных грузов (СГ) можно сократить складские запасы и ускорить оборачиваемость капитала, организовать периодическую доставку товаров в нужном объеме в формате «точно ко времени». На этапе консолидации грузов логистический провайдер может оказать услуги по маркировке товаров, переупаковке, изменению ассортимента.
Сроки доставки сборных грузов стремительно сокращаются. Например, технологии TELS по доставке СГ уже позволяют перевезти небольшую партию груза из Италии и Германии за 5-6 дней, и стоимость услуги не выйдет за рамки стандартных цен известных терминальных линий, доставляющих такие грузы за две недели.
Все эти факторы стимулируют развитие спроса на перевозки сборных грузов и будут увеличивать долю этого сегмента в общем объеме рынка логистических услуг.
Взрывной рост контейнерных ж/д-перевозок из Китая в Европу
Елена Сазончик: В сегменте железнодорожных контейнерных перевозок из Китая в Европу отмечается взрывной рост. По данным Китайской железнодорожной корпорации в период с 2011 по 2016 годы годовое число отправленных поездов составляло 17, 42, 80, 308, 815 и 1702 соответственно. Резкий скачок был отмечен в 2017-м, когда по маршрутам Китай – Европа было отправлено 3673 поезда – больше, чем за все предыдущие 6 лет. В I полугодии 2018-го было отправлено 2490 поездов - на 69% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Стремительная динамика железнодорожных контейнерных перевозок из Китая относится в большей степени к транзиту в Евросоюз, но с 2016 года по этому направлению существенно увеличился импорт в Россию товаров народного потребления. Развитие транспортных коридоров «шелкового пути» – это довольно большая тема, которую мы в ближайшее время развернем в отдельной статье. (Следите за нашими публикациями.)
За последние два года Индекс эффективной логистики (Logistics Performance Index, LPI) Российской Федерации вырос с 2,57 до 2,76 по пятибальной шкале, страна поднялась с 99 места на 75-е (из 160 стран). Доля логистических расходов в ВВП России стремится к сокращению: в 2014 году этот показатель был около 20% (данные BCG), в 2016 – около 19% (M.A.Research), в 2018 году эксперты рассуждали уже об уровне «больше 16%» («Коммерсант»). Это еще далеко от уровня 7-8% в Европе, но динамика явно положительная. При всех внешних и внутренних трудностях логистический рынок России устойчиво развивается, расширяя возможности заказчиков транспортно-логистических услуг в решении задач по оптимизации затрат на логистику.
Источник: Компания TELS