Рынок зерновых перевозок: как снизить риски и найти новые точки роста

2024 год: от рынка перевозчика к рынку заказчика

Рынок зерновых перевозок претерпел резкие изменения: дефицит транспорта, характерный для 2023 года, сменился его профицитом. Это привело к снижению тарифов на 12% и обострению конкуренции среди перевозчиков.

По словам Федора Смирнова, директора по маркетингу SmartSeeds, такой разворот стал следствием переоценки перспектив: в прошлом году перевозчики активно обновляли автопарк через лизинг, рассчитывая на высокую доходность в 2024 году. Однако рост ставок на перевозки не оправдался, и маржинальность операций резко снизилась.

«Сегодня рынок заказчика диктует условия, что вынуждает участников искать новые направления для бизнеса или оптимизировать текущую деятельность», — отметил Смирнов на конференции «Агрохолдинги России — 2024».

Кризис маржинальности: причины и последствия

В основе текущего кризиса лежат три ключевых фактора:

  1. Рост издержек. Увеличение ключевой ставки ЦБ РФ стало причиной удорожания кредитных и лизинговых обязательств, что особенно больно ударило по компаниям с новым автопарком.
  2. Падение спроса. Снижение объемов перевозок зерна на фоне общего экономического замедления.
  3. Ценовая война. Избыточное предложение транспорта ведет к демпингу, что усугубляет финансовые проблемы перевозчиков.

По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», до 30% перевозчиков в сегменте грузовых автоперевозок могут оказаться на грани банкротства к концу 2025 года.

Цифровизация как инструмент выживания

Один из возможных выходов из кризиса для перевозчиков — цифровизация логистических процессов. Платформы вроде SmartSeeds, лидера в сегменте автоперевозок зерна, помогают оптимизировать загрузку транспорта, сокращать пустые пробеги и снижать операционные издержки.

На декабрь 2024 года через платформу SmartSeeds перевезено более 8 млн тонн зерна в 26 регионах России, с участием более 18 тысяч аккредитованных перевозчиков. «Цифровизация позволяет участникам рынка работать эффективнее, повышать рентабельность и минимизировать риски», — подчеркивает Смирнов.

Для транспортных компаний это реальный шанс остаться в бизнесе:

  • Улучшение управления. Быстрый доступ к заказам через цифровую платформу.
  • Прозрачность сделок. Тарифы и маршруты видны всем участникам.
  • Оптимизация расходов. Инструменты аналитики помогают сократить издержки.

Выход в новые ниши: что могут предложить перевозчики?

Снижение доходности зерновых перевозок вынуждает компании искать альтернативы. Среди перспективных направлений:

  • Переход на другие типы грузов. Перевозка строительных материалов, промышленных товаров или продуктов с высокой добавленной стоимостью.
  • Сегмент рефрижераторных перевозок. Это требует дополнительных вложений, но обеспечивает стабильный спрос.
  • Международные перевозки. Работа с экспортными грузами может компенсировать падение внутреннего спроса.

Для компаний, готовых к изменениям, такие шаги становятся не только спасением, но и возможностью выйти на новые рынки.

Что дальше? Рекомендации для участников рынка

Чтобы оставаться конкурентоспособными в новых условиях, перевозчикам стоит обратить внимание на:

  1. Автоматизацию процессов. Интеграция с платформами цифровой логистики помогает минимизировать ручной труд и исключить ошибки.
  2. Диверсификацию услуг. Расширение спектра предлагаемых решений (например, складская логистика или межрегиональные перевозки).
  3. Работу с клиентами. Повышение лояльности заказчиков через дополнительные сервисы: страхование, отслеживание грузов в режиме реального времени.

Снижение маржинальности — это не конец, а новый вызов. Компании, которые смогут адаптироваться и предложить рынку инновационные подходы, окажутся в выигрыше.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Реклама на портале

Telegram-канал
t.me/logisticsru

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости