2024 год: от рынка перевозчика к рынку заказчика
Рынок зерновых перевозок претерпел резкие изменения: дефицит транспорта, характерный для 2023 года, сменился его профицитом. Это привело к снижению тарифов на 12% и обострению конкуренции среди перевозчиков.
По словам Федора Смирнова, директора по маркетингу SmartSeeds, такой разворот стал следствием переоценки перспектив: в прошлом году перевозчики активно обновляли автопарк через лизинг, рассчитывая на высокую доходность в 2024 году. Однако рост ставок на перевозки не оправдался, и маржинальность операций резко снизилась.
«Сегодня рынок заказчика диктует условия, что вынуждает участников искать новые направления для бизнеса или оптимизировать текущую деятельность», — отметил Смирнов на конференции «Агрохолдинги России — 2024».
Кризис маржинальности: причины и последствия
В основе текущего кризиса лежат три ключевых фактора:
- Рост издержек. Увеличение ключевой ставки ЦБ РФ стало причиной удорожания кредитных и лизинговых обязательств, что особенно больно ударило по компаниям с новым автопарком.
- Падение спроса. Снижение объемов перевозок зерна на фоне общего экономического замедления.
- Ценовая война. Избыточное предложение транспорта ведет к демпингу, что усугубляет финансовые проблемы перевозчиков.
По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», до 30% перевозчиков в сегменте грузовых автоперевозок могут оказаться на грани банкротства к концу 2025 года.
Цифровизация как инструмент выживания
Один из возможных выходов из кризиса для перевозчиков — цифровизация логистических процессов. Платформы вроде SmartSeeds, лидера в сегменте автоперевозок зерна, помогают оптимизировать загрузку транспорта, сокращать пустые пробеги и снижать операционные издержки.
На декабрь 2024 года через платформу SmartSeeds перевезено более 8 млн тонн зерна в 26 регионах России, с участием более 18 тысяч аккредитованных перевозчиков. «Цифровизация позволяет участникам рынка работать эффективнее, повышать рентабельность и минимизировать риски», — подчеркивает Смирнов.
Для транспортных компаний это реальный шанс остаться в бизнесе:
- Улучшение управления. Быстрый доступ к заказам через цифровую платформу.
- Прозрачность сделок. Тарифы и маршруты видны всем участникам.
- Оптимизация расходов. Инструменты аналитики помогают сократить издержки.
Выход в новые ниши: что могут предложить перевозчики?
Снижение доходности зерновых перевозок вынуждает компании искать альтернативы. Среди перспективных направлений:
- Переход на другие типы грузов. Перевозка строительных материалов, промышленных товаров или продуктов с высокой добавленной стоимостью.
- Сегмент рефрижераторных перевозок. Это требует дополнительных вложений, но обеспечивает стабильный спрос.
- Международные перевозки. Работа с экспортными грузами может компенсировать падение внутреннего спроса.
Для компаний, готовых к изменениям, такие шаги становятся не только спасением, но и возможностью выйти на новые рынки.
Что дальше? Рекомендации для участников рынка
Чтобы оставаться конкурентоспособными в новых условиях, перевозчикам стоит обратить внимание на:
- Автоматизацию процессов. Интеграция с платформами цифровой логистики помогает минимизировать ручной труд и исключить ошибки.
- Диверсификацию услуг. Расширение спектра предлагаемых решений (например, складская логистика или межрегиональные перевозки).
- Работу с клиентами. Повышение лояльности заказчиков через дополнительные сервисы: страхование, отслеживание грузов в режиме реального времени.
Снижение маржинальности — это не конец, а новый вызов. Компании, которые смогут адаптироваться и предложить рынку инновационные подходы, окажутся в выигрыше.