Ставки пошли вверх: рынок автоперевозок в России демонстрирует оживление

Грузовик на федеральной трассе — автомобильные грузоперевозки в России, лето 2025 года

После длительного спада логистика восстанавливает позиции — но рост неравномерен

Рынок автомобильных грузоперевозок в России постепенно выходит из фазы коррекции. По данным цифровой платформы «Монополия», июнь 2025 года стал одним из самых заметных месяцев по росту ставок — средняя цена перевозки по стране достигла 68,1 руб./км, приблизившись к рекордным значениям января. Это означает восстановление активности на фоне стабилизации макроэкономической ситуации и снижения ключевой ставки ЦБ.

«Июнь вплотную приблизился к январю, который пока остается рекордным по размеру тарифа в этом году», — комментирует Алексей Бондарь, коммерческий директор платформы «Монополия».

Индекс ставок растёт, но динамика разная по сегментам

Индекс ставок, рассчитываемый платформой, вырос с 1798,7 пунктов в мае до 1846,3 пунктов в июне, что отражает общее оживление спроса. В абсолютных значениях это означает укрепление средней ставки по всем типам полуприцепов:

  • Рефрижераторы: +2%, до 71,5 руб./км

  • Термосы: +0,3%, до 67,3 руб./км

  • Тенты: +0,3%, до 64,6 руб./км

Однако во II квартале в плюсе остались только тенты — перевозки ими подорожали на 3% квартал к кварталу. Это подтверждает сдвиг в сторону тентованных перевозок на фоне роста e-commerce, который требует гибкой и менее затратной логистики.

«Наблюдаем устойчивый тренд: тенты становятся базовым инструментом доставки для интернет-торговли», — отмечает Бондарь.

География ставок: где рынок растёт, а где всё ещё снижается

Несмотря на общее укрепление, географическая картина неоднородна. По ряду направлений ставки все ещё ниже прошлогодних значений. Однако сравнение с I кварталом показывает улучшение.

Маршрут Ставка, руб./км (Q2 2025) Изменение к Q2 2024
Москва — Санкт-Петербург 69,3 -3,6%
Нижний Новгород — Москва 60,4 -5,5%
Татарстан — Москва 44,4 +8,2%

Примечательно, что ещё в I квартале снижение к прошлому году составляло 13,8%, 17,4% и 6,7% соответственно. Это означает, что темпы падения замедлились или сменились на рост, особенно по направлениям, связанным с агро- и фудлогистикой.

Дизель дорожает: дополнительный фактор давления

Цены на дизель продолжают расти по всей стране. В июне стоимость топлива увеличилась в большинстве регионов на 8–10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Самое существенное годовое подорожание зафиксировано:

  • Трасса М-3 «Украина» — +11,1%, до 67,5 руб./л

  • Трасса М-11 «Нева» — +10,9%, до 71,2 руб./л (самая дорогая в стране)

  • Трасса М-1 «Беларусь» — +10,9%

Исключение составила только Тюменская область, где дизель подешевел на 0,42% за месяц.

Рост стоимости топлива уже заложен в модели ценообразования большинства перевозчиков, однако его накопительный эффект может ограничить возможности снижения ставок даже при снижении спроса.

Что дальше? Рынок переходит в фазу «рационального роста»

Показатели июня подтверждают, что отрасль входит в стадию восстановления. Однако это не возврат к допандемическим паттернам, а переход к новой нормальности — где:

  • рынок становится менее чувствителен к сезонным флуктуациям,

  • технологическая оптимизация замещает демпинг, а ставки растут прежде всего там, где есть логика спроса — не только географически, но и по типу груза.

«Летний сезон подтвердил: транспортная отрасль адаптировалась и выходит на плато устойчивости. Это будет основой для дальнейшего роста», — резюмирует Алексей Бондарь.

Рынок автоперевозок в России стабилизируется, ставки растут, особенно в сегменте тентованных перевозок. Ситуация с дизельным топливом остаётся фактором риска, но на фоне оживления торговли и снижения ключевой ставки у логистических компаний появляется пространство для инвестиций в эффективность.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости