Кризис в сфере грузоперевозок: основные причины и прогнозы
Эксперты транспортной логистики предупреждают: в 2025 году стоимость грузоперевозок может увеличиться на 20%. Это связано с ростом затрат на содержание автопарков и привлечение персонала, что уже сказалось на рентабельности компаний. Согласно обзору «Деловой России» и «АвтоГрузЭкс», подготовленном при участии Dentro и ГЛТ, снижение рентабельности и увеличение финансовой нагрузки на перевозчиков угрожают уходом с рынка наиболее уязвимых игроков.
Себестоимость растет, техника дорожает
Ключевые факторы роста себестоимости перевозок включают повышение зарплат водителей грузовиков, увеличение утильсбора на импортную технику и рост ставок по лизингу. Например, зарплаты водителей за год увеличились на 74% и составили в среднем 131 тыс. рублей. Компании предлагают дополнительные бонусы для удержания персонала, включая оплату за экономию топлива и стаж работы.
Кроме того, с октября 2024 года утилизационный сбор для импортных тягачей увеличился на 41%, а для полуприцепов — на 54%, что еще больше усложнило обновление автопарков. Лизинговые платежи выросли на 25%, что делает покупку новой техники практически недоступной для многих перевозчиков.
Рынок столкнулся с падением тарифов
Снижение средних тарифов на грузоперевозки (FTL) до 66,4 руб. за километр (-8,8% с начала года) усиливает финансовое давление на участников рынка. В таких условиях компании с низкой финансовой устойчивостью рискуют уйти с рынка, что приведет к дефициту техники и кадров, подчеркнул Вадим Филатов, глава комитета по транспортной логистике «Деловой России».
Что ждет рынок в следующем году?
В 2025 году российский бизнес может столкнуться с нехваткой транспортных средств, что вызовет скачок тарифов. Для предотвращения кризиса эксперты предлагают меры государственной поддержки: субсидии для перевозчиков, компенсацию расходов на лизинг и снижение утильсбора. Эти предложения будут озвучены 11 декабря на пресс-конференции «Рынок грузовых перевозок-2024».