
Сентябрь 2024 года ознаменовался рекордным показателем задействованных в железнодорожных перевозках грузовых вагонов — 1,25 млн единиц, что стало высшим результатом в истории современной России. Как свидетельствует отчет INFOLine Rail Russia TOP, несмотря на рекордный парк, объем перевозок грузов за девять месяцев снизился на 3,5%, составив 978 млн тонн. В третьем квартале снижение ускорилось, и к сентябрю 2024 года падение достигло 5,8% год к году.
Рост грузопотока наблюдался только в сегменте удобрений (+10,2%, 63 млн тонн), в то время как перевозки строительных грузов сократились на 8,7% до 161,8 млн тонн, угля — на 4,9% до 269,5 млн тонн, руды — на 3,2% до 104,9 млн тонн, а нефтепродуктов — на 1% до 161,7 млн тонн. Вовлечение большего числа вагонов в перевозки обеспечило рост парка на 6,6% год к году — до 1,19 млн единиц (с учетом зарубежных — 1,25 млн единиц).

В сегменте ремонта подвижного состава также зафиксированы изменения. С 1 сентября вступили в силу новые требования к деповскому ремонту, связанные с фрикционными клиньями. Это привело к росту стоимости ремонта: цена деповского ремонта вагонов повысилась на 5,4%, капитального — на 2,4%, в результате чего стоимость деповского ремонта полувагонов увеличилась на 24% за год. Стоимость ремонтов колесных пар показала меньший рост — в среднем на 2–4% с начала года.