Инсценировка страховых событий остается наиболее распространенной схемой мошенничества в логистике, составляя почти 30% от всех выявленных случаев.
- Основные виды мошенничества:
- Фиктивные страховые события — 29,5%
- Действия организованных мошеннических групп — 3,9%
- Завышение стоимости ущерба — 3,2%
- Фальсификация документов, подмена данных, недостача — 1,8%
- Другие схемы — 30,3%
- Часть подозрительных заявок (31,3%) не подтвердилась, но анализ рисков остается ключевым инструментом страховых компаний.
Эти данные представила цифровая платформа страхового сопровождения Zunami, проанализировав результаты работы системы «Антифрод».
Почти 550 млн рублей заявленных убытков: как выявляют мошенников?
С декабря 2023 по декабрь 2024 года страховые компании, работающие с Zunami, получили более 1,8 тыс. заявок с признаками мошенничества.
- Общая сумма заявленных убытков — 548,8 млн рублей
- 60% случаев оказались подтвержденными мошенническими схемами
- Остальные находятся на стадии расследования
Использование системы «Антифрод» позволило страховщикам значительно сократить необоснованные выплаты.
Какие схемы встречаются чаще всего?
Топ-5 способов обмана:
- Подозрительные контрагенты из «черных списков» платформы — 35%
- Повторное использование одних и тех же фото в разных претензиях — 20%
- Страхование грузов на родственников или однофамильцев — 12,5%
- Совпадение контактных данных у разных клиентов — 3%
- Искусственное завышение стоимости товаров без упаковки — 0,4%
Технологии в борьбе с мошенничеством
В апреле 2024 года модуль «Антифрод» получил обновление с интеграцией машинного обучения.
В результате экономия на страховых выплатах за 8 месяцев составила 292 млн рублей — почти в три раза больше, чем до внедрения новой системы.
Как страховые компании и логисты противостоят махинациям?
Сергей Чернов, гендиректор «Скиф-Карго»:
«Некоторые грузовладельцы намеренно занижают стоимость груза для снижения страховой премии или завышают ее для получения большей компенсации. Инсценировка краж, порчи груза или утраты качества — нередкая практика.»
Сергей Масовец, гендиректор «Логистик Авто»:
«Клиенты иногда указывают некорректную стоимость груза не из-за мошенничества, а по незнанию. Чтобы исключить ошибки, мы запрашиваем договор-основание или проводим первичную оценку стоимости по открытым данным.»
Дмитрий Хрущалев, замгендиректора ГК «Деловые Линии»:
«Современные схемы мошенничества становятся все сложнее. Мы применяем блокчейн и антифрод-алгоритмы, чтобы минимизировать риски и пресечь махинации на ранних этапах.»
Рост мошенничества в логистике требует применения инновационных технологий, таких как машинное обучение и блокчейн. Опыт страховых компаний и грузоперевозчиков подтверждает: цифровые решения помогают не только снижать финансовые потери, но и повышать прозрачность рынка.