
До конца десятилетия российские авиакомпании могут потерять до трети текущего флота. Такой пессимистичный сценарий озвучила Росавиация, как сообщают «Ведомости». Под угрозой — достижение ключевых транспортных целей и устойчивость пассажирских авиаперевозок.
Ключевой риск: 339 самолётов под угрозой выбытия
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров сообщил, что по текущим оценкам до 2030 года из эксплуатации могут выйти:
-
339 самолётов, из них:
-
230 — отечественные (в т.ч. возрастом 40–50 лет и старше),
-
109 — иностранного производства;
-
-
200 вертолётов, из которых 190 — российские.
Об этом Ядров заявил 7 октября на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. По данным агентства, авиапарк 76 ведущих авиакомпаний, обслуживающих 99% всех полётов, насчитывает 1135 воздушных судов, из которых фактически эксплуатируются 1088.
Последствия: от транспортной подвижности до макроэкономики
Сокращение доступного авиапарка угрожает достижению президентского целевого показателя — роста авиационной подвижности населения в 1,5 раза. Эксперты предупреждают, что при продолжении текущих темпов списания без должного обновления флота поддержание провозной ёмкости станет невозможным уже к 2027–2028 гг.
«Парк иностранных судов не вечен. Рост перевозок сегодня напрямую зависит от кресельной ёмкости и начала поставок российских самолётов в коммерчески значимых масштабах», — отметил Фёдор Борисов, Институт экономики транспорта НИУ ВШЭ.
Также существует риск замедления развития региональной логистики и снижения связанности территорий, особенно на фоне ограниченного доступа к южным аэропортам (всё ещё остаются закрытыми 8 аэродромов, включая крупные узлы ЮФО).
Прогнозы: стагнация в ближайшие годы
Согласно различным сценариям:
Источник | Год | Прогноз пассажиропотока, млн чел. | Изменение к 2024 |
---|---|---|---|
Росавиация (февраль) | 2025 | 109,7 | —1,8% |
Минтранс (август) | 2025 | 111,7 | 0% |
Минэкономразвития (базовый) | 2028 | 126,7 | +14% |
Минэкономразвития (консервативный) | 2028 | 118,5 | +6% |
Несмотря на открытие в 2025 году аэропортов в Геленджике и Краснодаре (в 2024 — Элиста), геополитическая обстановка, санкции на запчасти, страхование и обслуживание иностранной техники продолжают сдерживать восстановление отрасли.
Импортозамещение: МС-21 и SJ100 — не раньше 2026 года
Реальное обновление парка возможно не ранее 2026 года, когда авиакомпании начнут получать первые импортозамещённые российские самолёты МС-21 и SJ100. Однако эксперты сомневаются, что эти поставки в ближайшие годы смогут компенсировать сокращение иностранных машин, особенно при отсутствии полного сервиса по лизингу, страхованию и техническому обслуживанию.
«Запас прочности, сформированный в 2022 году, позволил дотянуть до 2025-го. Но ещё пять лет без поставок новых бортов — это критический горизонт», — считает Олег Пантелеев, «Авиапорт».
Что делает государство?
По словам представителя Росавиации Артёма Кореняко, Минтранс и Росавиация уже разрабатывают антикризисные меры, направленные на удержание текущего состава авиапарка до 2030 года. Подробности пока не раскрываются, однако отрасль ожидает:
-
субсидии на продление ресурса воздушных судов,
-
упрощение сертификаций и ремонтов,
-
поддержку локализации компонентов для российских моделей.
Выводы
-
Российская авиаотрасль сталкивается с реальной угрозой недоступности воздушного транспорта для регионов, если парк сократится на треть.
-
Импортозамещение не решит проблему до середины десятилетия, а значит необходима быстрая адаптация нормативной и экономической политики.
-
Без обновления флота не будет роста подвижности — и это вызов не только для пассажирского сектора, но и для всей логистической инфраструктуры страны.