Треть авиапарка может быть выведена из эксплуатации до 2030 года: риски для подвижности и логистики

Техническое обслуживание пассажирского самолёта на перроне: дефицит авиапарка и техобслуживания как вызов для логистики до 2030 года.

До конца десятилетия российские авиакомпании могут потерять до трети текущего флота. Такой пессимистичный сценарий озвучила Росавиация, как сообщают «Ведомости». Под угрозой — достижение ключевых транспортных целей и устойчивость пассажирских авиаперевозок.

Ключевой риск: 339 самолётов под угрозой выбытия

Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров сообщил, что по текущим оценкам до 2030 года из эксплуатации могут выйти:

  • 339 самолётов, из них:

    • 230 — отечественные (в т.ч. возрастом 40–50 лет и старше),

    • 109 — иностранного производства;

  • 200 вертолётов, из которых 190 — российские.

Об этом Ядров заявил 7 октября на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. По данным агентства, авиапарк 76 ведущих авиакомпаний, обслуживающих 99% всех полётов, насчитывает 1135 воздушных судов, из которых фактически эксплуатируются 1088.

Последствия: от транспортной подвижности до макроэкономики

Сокращение доступного авиапарка угрожает достижению президентского целевого показателя — роста авиационной подвижности населения в 1,5 раза. Эксперты предупреждают, что при продолжении текущих темпов списания без должного обновления флота поддержание провозной ёмкости станет невозможным уже к 2027–2028 гг.

«Парк иностранных судов не вечен. Рост перевозок сегодня напрямую зависит от кресельной ёмкости и начала поставок российских самолётов в коммерчески значимых масштабах», — отметил Фёдор Борисов, Институт экономики транспорта НИУ ВШЭ.

Также существует риск замедления развития региональной логистики и снижения связанности территорий, особенно на фоне ограниченного доступа к южным аэропортам (всё ещё остаются закрытыми 8 аэродромов, включая крупные узлы ЮФО).

Прогнозы: стагнация в ближайшие годы

Согласно различным сценариям:

Источник Год Прогноз пассажиропотока, млн чел. Изменение к 2024
Росавиация (февраль) 2025 109,7 —1,8%
Минтранс (август) 2025 111,7 0%
Минэкономразвития (базовый) 2028 126,7 +14%
Минэкономразвития (консервативный) 2028 118,5 +6%

Несмотря на открытие в 2025 году аэропортов в Геленджике и Краснодаре (в 2024 — Элиста), геополитическая обстановка, санкции на запчасти, страхование и обслуживание иностранной техники продолжают сдерживать восстановление отрасли.

Импортозамещение: МС-21 и SJ100 — не раньше 2026 года

Реальное обновление парка возможно не ранее 2026 года, когда авиакомпании начнут получать первые импортозамещённые российские самолёты МС-21 и SJ100. Однако эксперты сомневаются, что эти поставки в ближайшие годы смогут компенсировать сокращение иностранных машин, особенно при отсутствии полного сервиса по лизингу, страхованию и техническому обслуживанию.

«Запас прочности, сформированный в 2022 году, позволил дотянуть до 2025-го. Но ещё пять лет без поставок новых бортов — это критический горизонт», — считает Олег Пантелеев, «Авиапорт».

Что делает государство?

По словам представителя Росавиации Артёма Кореняко, Минтранс и Росавиация уже разрабатывают антикризисные меры, направленные на удержание текущего состава авиапарка до 2030 года. Подробности пока не раскрываются, однако отрасль ожидает:

  • субсидии на продление ресурса воздушных судов,

  • упрощение сертификаций и ремонтов,

  • поддержку локализации компонентов для российских моделей.

Выводы

  1. Российская авиаотрасль сталкивается с реальной угрозой недоступности воздушного транспорта для регионов, если парк сократится на треть.

  2. Импортозамещение не решит проблему до середины десятилетия, а значит необходима быстрая адаптация нормативной и экономической политики.

  3. Без обновления флота не будет роста подвижности — и это вызов не только для пассажирского сектора, но и для всей логистической инфраструктуры страны.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости