В этом убежден ряд российских разработчиков систем мониторинга транспорта и автомобильной телематики.
Напомним, что Министерство финансов предложило Центробанку внести в закон об ОСАГО поправки, согласно которым при расчете цены полиса может учитываться стиль вождения страхователя. В соответствии с инициативой, «под прицелом» окажутся такие факторы, как количество нарушений ПДД, резкость торможений и перестроений, частота и длительность использования транспортного средства.
«На самом деле, эта идея не нова, и она уже доказала свою высокую эффективность», – отмечает коммерческий директор ГК «СКАУТ» Юрий Висневский. – «Например, ряд страховых компаний предоставляет дополнительные скидки на полисы нашим клиентам, устанавливающим спутниковые системы мониторинга в целях повышения безопасности своих корпоративных автопарков. И это неудивительно, ведь, по нашему опыту, пользователи таких систем зачастую снижают аварийность своего транспорта в два-три раза и значительно уменьшают страховые риски. В свою очередь, страховщики заинтересованы предлагать максимально выгодные условия наименее проблемным клиентам. Напротив, в случае со страхователями, находящимися в зоне риска, важно обеспечить наибольшую маржинальность. Таким образом, реализация инициативы, с одной стороны, подстегнет здоровую конкуренцию между страховыми компаниями, с другой – придаст водителям дополнительный финансовый стимул к соблюдению безопасного стиля вождения».
По мнению эксперта, речь едва ли идет о принудительной установке на все транспортные средства специализированной аппаратуры мониторинга. Вряд ли предполагается и жесткая регуляция нового критерия себестоимости страховых полисов со стороны государства. Вероятнее всего, планируется законодательно разрешить страховым компаниям менять повышающий или понижающий коэффициент от базовой стоимости ОСАГО, учитывая стиль вождения. Причем с технической и юридической точек зрения самая непростая задача – обеспечить корректность данных и пресечь махинации недобросовестных водителей.
«Технически проблема контроля стиля вождения решена многими разработчиками, в том числе и российскими. В частности, наша компания была среди пионеров в данной сфере», – продолжает Юрий Висневский. – «Но снова встает вопрос человеческого фактора. Ведь водитель может попросту отключить аппаратуру мониторинга. И как страховой компании узнать, действительно ли автомобиль месяц стоит в гараже без дела, или же не используются передающие данные устройства? Другой важный вопрос – сможет ли страховщик накладывать какие-либо штрафные санкции на таких нечистоплотных клиентов в случае обнаружения обмана? Конечно же, инициатива требует самой тщательной юридической и технической проработки. Однако повторюсь, что мы убедились в действенности такого механизма в корпоративном сегменте и всячески поддерживаем его масштабирование на государственном уровне».