
С 1 сентября 2025 года в России введена обязательная маркировка всех исходящих звонков от юрлиц и ИП. Эта мера стала частью первого антифрод-пакета, направленного на борьбу с телефонным мошенничеством. Однако, как сообщают «Ведомости», на практике запуск новой системы вызвал у операторов связи и их корпоративных клиентов целый ряд проблем — от технических сбоев до отсутствия прозрачных правил взаимодействия между участниками рынка.
Что изменилось с 1 сентября
Согласно новым требованиям Минцифры, все исходящие звонки от юридических лиц должны быть маркированы — чтобы абонент мог заранее определить, кто ему звонит, и решить, стоит ли брать трубку. Это должно повысить прозрачность и доверие в телефонных коммуникациях.
С 1 октября изменения затронут и бизнес-модель операторов: они начнут взимать плату не только за минуты разговора, но и за сам факт попытки дозвона. По оценкам, это увеличит расходы компаний на исходящие звонки до шести раз.
Почему рынок оказался не готов
На практике оказалось, что биллинговые системы операторов не позволяют корректно отличать «дошедшие» звонки от тех, которые не достигли абонента по техническим причинам (например, телефон выключен). В результате:
-
Бизнесу выставляют счета даже за неуспешные попытки дозвона.
-
Нарушается базовый принцип телекома: «не тарифицировать звонки короче 3 секунд».
Также отсутствует автоматизированная система обмена данными между операторами о массовых обзвонах. Из-за этого маркировка массовых автоматических вызовов (МАВ) с октября будет обрабатываться вручную, по соглашениям между операторами.
«Операторы технически не могут заранее определить, находится ли абонент в сети. Маркировка применяется до установления соединения — услуга считается оказанной уже в момент инициации вызова», — поясняют в «Билайне».
Проблемы — не только технические
Среди ключевых вызовов:
-
Отсутствие единых критериев массовости вызовов — операторы определяют их по своим алгоритмам;
-
Нет универсальных протоколов взаимодействия между операторами;
-
Бизнес не успел адаптироваться: нет понимания правил, не заложены бюджеты.
«Каждый мобильный оператор — монополист по услуге ’позвоните моему абоненту’. Говорить о рыночном ценообразовании тут не приходится. Требуется государственное регулирование», — отмечает Дмитрий Галушко, Ассоциация малых операторов связи регионов.
Операторы, в свою очередь, предупреждают, что публикация формальных критериев массовости сделает антифрод-механизмы уязвимыми для спамеров, которые смогут их обойти.
Позиции участников рынка
-
«Мегафон»: считает действующую модель логичной — плата взимается за техническую услугу инициации вызова. Технических проблем с маркировкой компания не видит.
-
«Теле2»: массовость определяется алгоритмами Big Data, но не уточняется, отслеживаются ли успешные соединения.
-
«Билайн»: признает ручной режим обработки и отсутствие автоматизированного взаимодействия.
-
МТС: комментарии не предоставлены.
-
Минцифры: обещает контроль ситуации и диалог с рынком, но в рамках текущего законодательства не предусмотрено создание ГИС (госинформационной системы) для маркировки.
Что это значит для бизнеса
Ситуация создает новые риски и издержки для компаний, активно использующих телемаркетинг, обзвоны по клиентской базе, уведомления и сервисные вызовы. До появления автоматизированной и прозрачной системы учета и тарификации таких звонков корпоративные пользователи могут столкнуться с:
-
Резким ростом затрат;
-
Риском блокировки массовых вызовов без формальной причины;
-
Сложностями в планировании бюджетов на коммуникации;
-
Необходимостью заключать прямые договоры с каждым оператором.
Что дальше?
Если система маркировки будет развиваться в текущем виде, без нормативной доработки и технологического единства, это может привести к:
-
Перекладыванию дополнительных расходов на потребителей;
-
Ограничению маркетинговых и сервисных возможностей компаний;
-
Возрастанию конфликтов между операторами и корпоративными клиентами.
Для устойчивой работы механизма необходима:
-
Централизованная система маркировки (или единый реестр);
-
Единые технические стандарты и API для операторов;
-
Прозрачные правила определения массовых вызовов;
-
Отчетность по успешности соединений.