Онлайн-агрегаторы выходят на колёса: зачем сервисы вроде «Туту» идут в автопрокат

Современный кроссовер возле стойки аренды автомобилей в деловом центре, на переднем плане — смартфон с приложением проката авто; символ интеграции онлайн-агрегаторов с офлайн-мобильностью в России

Российский онлайн-сервис «Туту» начал развивать направление аренды автомобилей — шаг, который может изменить расстановку сил в логистике туристических потоков. Несмотря на скромную маржинальность и высокие барьеры входа, рынок автопроката растёт, а интерес потребителей к самостоятельным поездкам усиливается. Что стоит за этим решением и как оно отразится на рынке перевозок, цепях поставок и дистрибуции?

Ключевые факты:

  • Онлайн-агентство «Туту» запустило агрегаторский сервис аренды автомобилей — пока в 22 городах РФ, включая Сочи, Калининград, Владивосток, Екатеринбург и Москву.

  • Партнёр на старте — RentMotors, в перспективе — подключение других прокатчиков.

  • Рынок аренды транспортных средств вырос на 15% в январе—сентябре 2025 года, достигнув 66,81 млрд рублей (Источник: Росстат).

  • Более 60% поездок на короткие расстояния (weekend travel) теперь совершаются на автомобиле.

  • Только 5% от общего парка автомобилей РФ задействованы в долгосрочной аренде.

  • В среднем 17% россиян хотя бы раз пользовались арендой авто (в 2022 году — 8%).

Почему это важно

1. Смена потребительского поведения

Согласно данным Минэкономразвития, россияне совершили 69 млн внутренних поездок за январь—сентябрь 2025 года. Поездки выходного дня, короткие маршруты и микропутешествия становятся популярнее, а личный транспорт или аренда — ключевой инструмент мобильности.

«Аренда позволяет путешественникам сохранять свободу маршрута, особенно в регионах с ограниченной логистикой», — Вячеслав Дусалеев, CEO «Туту».

2. Снижение доступности владения авто

Стоимость владения автомобилем (налоги, страховка, обслуживание) выросла. Всё больше россиян рассматривают аренду как альтернативу личному транспорту — особенно в мегаполисах и среди молодёжи.

3. Агрегаторы ищут точки роста

Традиционные сегменты OTA (билеты, отели) близки к насыщению. Выход в автопрокат — естественная диверсификация, но с рядом сложностей:

  • Маржинальность — 4,1–7,4% против 10–30% в отельном сегменте.

  • Комиссия агрегатора — обычно 7%, редко доходит до 15%.

  • Требуется широкая сеть партнёров, при этом многие международные прокатчики покинули РФ.

Как это изменит логистику и транспортные цепочки

Новый элемент в цепочке путешествия

Агрегация аренды автомобилей добавляет логистически важную «последнюю милю» — особенно в регионах, где:

  • нет развитого городского транспорта,

  • аэропорты удалены от туристических точек,

  • существует высокий спрос на индивидуальную мобильность.

Усложнение b2b-интеграций

Для эффективной работы агрегатору необходимо:

  • синхронизировать графики и остатки с десятками прокатных компаний,

  • обеспечить единый интерфейс для бронирования,

  • учитывать разные условия страхования, сервисного обслуживания и локаций возврата.

Репутационные и операционные риски

В отличие от бронирования отелей, качество аренды авто в регионах сильно варьируется. Это несёт:

  • риск негативного пользовательского опыта,

  • проблемы с возвратом авто,

  • потенциальные убытки агрегатора (вплоть до судебных претензий).

Кто доминирует на рынке сейчас

Тип игрока Примеры Особенности
Классические прокатчики RentMotors, Avis, Carenda Упор на долгосрочную аренду, парки 500–3000 авто
Локальные операторы региональные ИП Разнообразие, но нестабильное качество
Новые агрегаторы Туту, Яндекс.Драйв (ограничено) Ищут партнёров, не держат собственный парк

Что дальше: прогноз и рекомендации

Эксперты считают, что рынок будет расти, но требует институционализации:

  • Цифровая стандартизация условий аренды (страховка, возврат, политика топлива).

  • Развитие единой системы лояльности и экосистем OTA.

  • Усиление требований к техсостоянию авто и квалификации персонала прокатчиков.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости