
Сезон весенних ограничений на движение тяжёлого транспорта в России обострил проблемы перевозчиков: участники рынка ожидают двукратный рост количества штрафов за превышение допустимой нагрузки на ось. Главная причина — новые настройки автоматизированных пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), ужесточившие правила в период просушки.
Автоматизация — с побочными эффектами
Как отмечается в совместном обзоре «АвтоГрузЭкс», «Авто-ПЭК» и ГЛТ, вероятность получения необоснованных штрафов в 2025 году выросла вдвое. Это связано с тем, что владельцы АПВГК перенастроили оборудование с учётом сезонных ограничений, снизив допустимую нагрузку на ось до 3,5–12 тонн в зависимости от региона.
Проблема в том, что теперь постановления о штрафах выносятся автоматически, без учёта исключений для определённых категорий грузов — например, продовольствия и топлива. В некоторых регионах, таких как Брянская и Тульская области, водители могут получить штраф даже за проезд пустого грузовика: лимит составляет всего 4 тонны на ось.
Кроме того, на 23% увеличилось количество самих пунктов весогабаритного контроля, которых в стране насчитывается более 500. Это дополнительно увеличивает риск получения штрафов.
Рост штрафов и снижение льгот
Усугубляет ситуацию и то, что с 2025 года сами штрафы за перегруз выросли более чем на 50% и теперь составляют от 375 до 525 тыс. рублей. При этом скидка за досрочную оплату была сокращена: вместо прежних 50% теперь она составляет лишь 25%.
По словам президента «АвтоГрузЭкс» Вадима Филатова, перевозчики часто получают уведомления о штрафах спустя 4–6 недель после нарушения, а иногда — и через два месяца. За это время водители продолжают движение по маршруту и могут многократно попасть в объектив неисправной рамки весогабаритного контроля, накапливая новые штрафы.
Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что доказать неисправность рамки постфактум становится крайне затруднительно, так как к моменту обращения в суд оборудование уже может быть отремонтировано.
Нагрузка на рынок: риски предбанкротного состояния
Эксперты предупреждают: дополнительное давление в виде многократных штрафов способно привести к банкротству добросовестных участников рынка. Себестоимость грузоперевозок в первом квартале 2025 года выросла на 12%, а средний тариф за километр снизился на 13,3%, до 74,1 рубля.
Более того, индикатор рыночного баланса ATrucks по состоянию на 31 марта 2025 года показал отрицательную динамику — минус 8 пунктов. Это говорит о дефиците транспорта и усиливающейся нагрузке на отрасль.
Добавим, что до 60% перевозчиков остаются вне правового поля, демпингуя за счёт оптимизации налогов и сборов. Разрыв между ценами легальных и нелегальных перевозчиков достигает 20%.
«Если система не будет доработана, отрасль столкнётся с нехваткой транспорта. Необходимо пересмотреть механизмы контроля и исключить необоснованные штрафы, иначе рынок может оказаться в предбанкротном состоянии», — подчёркивает Вадим Филатов.
Рекомендации отрасли: нужен пересмотр контроля
Эксперты призывают к доработке системы контроля за перевозками в период весенней просушки:
-
Установить соразмерную ответственность между перевозчиком и грузоотправителем.
-
Отказаться от автоматического выставления штрафов без инспекционной проверки документов.
-
Вернуть практику очного досмотра грузов и проверки товаросопроводительных документов сотрудниками ГИБДД.
-
Внедрить быстрые уведомления о зафиксированном перегрузе для оперативного устранения нарушений.
Павел Горбунов из «АвтоГрузЭкс» подчеркнул, что только комплексный пересмотр системы контроля поможет снизить долю необоснованных штрафов и сохранить стабильность отрасли.