Кредитные организации, созданные крупными российскими компаниями «Яндекс» и Ozon, опередили традиционные банки по темпам прироста вкладов. С начала 2024 года объем средств физических лиц на депозитах в Яндекс Банке увеличился в 2,5 раза, достигнув 37,4 млрд руб., а в Озон Банке — в 2,1 раза до 10,4 млрд руб. Оба банка превзошли по приросту вкладов такие крупные розничные банки, как «Открытие», Почта Банк и другие из топ-20.
Факторы успеха
Главной причиной такого роста эксперты называют возможность рекламы на собственных маркетплейсах и предоставление конкурентных условий для вкладчиков. Банки маркетплейсов также привлекают клиентов высокими ставками по вкладам и бонусами при оплате картами этих банков.
Как маркетплейсы обзавелись банками
- Ozon приобрел банк Оней и переименовал его в Озон Банк в 2021 году, а в 2022 году запустил дебетовые карты и депозиты.
- «Яндекс» купил банк «Акрополь» и переименовал его в Яндекс Банк, начав выпускать дебетовые карты и предлагать вклады в 2022 и 2023 годах соответственно.
- Wildberries приобрел банк «Стандарт-Кредит», переименовав его в Вайлдберриз Банк и запустив дебетовые карты и электронный кошелек.
Конкуренция и перспективы
Быстрый рост вкладов в банках маркетплейсов вызвал недовольство классических банков. Они указывают на то, что банки маркетплейсов предлагают скидки и кешбэки при оплате картами, что привлекает клиентов. Тем не менее, ЦБ не видит необходимости в ужесточении регулирования, подчеркивая, что конкуренция идет на пользу рынку и клиентам.