CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости и маркетинговое агентство «СканМаркет» провели опрос работников ММДЦ «Москва – Сити», выявив отношение респондентов к деловому району и какими услугами они пользуются в нем. В выборку из 650 сотрудников вошли, в основном, сотрудники коммерческих организаций (80%), а также сотрудники федеральных министерств и ведомств, компаний с государственным участием - 20%. Структура деятельности компаний: банки и финансы (24%), ритейл (20%), маркетинг и бизнес-консалтинг (14%), недвижимость и строительство (14%). Более 80% опрошенных находятся в возрасте до 35 лет.
Более половины (58%) опрошенных оценивают расположение офиса в «Москва-Сити» более привлекательным относительно предыдущего. Атмосфера Сити не устраивает лишь 10% опрошенных.
Представители федеральных министерств и ведомств, которые переехали в деловой центр в 2019 году, довольны новым расположением, 56% считают его лучше предыдущего.
Среди основных достоинств «Москва-Сити» респонденты выделяют красивую архитектуру и дизайн помещений (32%), развитую инфраструктуру (24%), удобство местоположения/транспортную доступность (18%). Среди недостатков делового района чаще всего респондентами упоминались большое количество людей (19%), сложности с парковкой (18,4%) и время, затрачиваемое на дорогу до офиса (12,3%).
53% отметили существенное улучшение инфраструктуры «Москва-Сити» за последние 5 лет. Это произошло вследствие завершения строительства основной части проектов делового района. «Москва-Сити» перестала восприниматься местом концентрации офисов компаний, сегодня район отличается доступом к множеству различных функций. Помимо наличия типового состава арендаторов каждая торгово-инфраструктурная составляющая «Москва-Сити» имеет такие отличительные особенности, как видовые рестораны или spa-зоны фитнес-клуба, «умные» продуктовые магазины, тематические пространства и прочее.
Помимо офисных и сервисных арендаторов в деловом районе сегодня функционирует 15 площадок операторов гибких офисных пространств совокупной площадью около 33 тыс. кв. м, что составляет 3% в общем объеме предложения офисных площадей.
Елена Маслова, руководитель направления по работе с многофункциональными проектами компании CBRE, комментирует:
«Особенные концепции привлекают посетителей извне и позволяют создавать «живую» среду, в которой потоки резидентов пересекаются с потоками гостей «Москва Сити», делая локацию точкой притяжения города. На примере «Москва-Сити» можно проследить как инфраструктура трансформировалась и преображалась».
Респонденты пользуются услугами и сервисами не только своей башни, где расположен офис их компании: около 60% регулярно посещают от 1-й до 3-х башен, а также ТРЦ «Афимолл».
Количество посещаемых башен, кроме «своей»
Среди торгово-сервисных арендаторов в башнях Сити преобладают рестораны и кафе (55%). Среди них наибольшую долю занимают рестораны с самообслуживанием.
Торгово-сервисные арендаторы в «Москва-Сити» / Food & Beverage «Москва-Сити» (башни) (**)
*юридические услуги, ателье, химчистка, турагенства. Без учета ТРЦ «Афимолл». Только функционирующие башни.
** Типизация ресторанных концепций.
Концепция |
Сервис |
Описание |
Ценовой сегмент |
Fast food |
Самообслуживание |
Быстрая еда Полуфабрикаты |
$ |
Cafe |
Самообслуживание, быстрая еда |
Классическая кофейня: несколько видов кофе, десерты, посадочные места |
$$ |
Fast casual dining |
Самообслуживание, быстрая еда |
Готовая еда с собой |
$$ |
Сanteen and Free flow |
Самообслуживание |
Традиционная кухня, Свежие продукты и полуфабрикаты |
$ - $$ |
Casual dining |
Полное обслуживание |
Национальная кухня |
$$$ |
Casual luxury dining |
Высокие стандарты качества обслуживания |
Авторская кухня |
$$$$ |
Fine dining |
Высокие стандарты качества обслуживания, панорамный вид |
Высокая кухня |
$$$$$ |
Оценка влияния пандемии
Несмотря на вынужденную остановку деятельности практически всех операторов торгового профиля в Москве, локальный рынок торгово-сервисной инфраструктуры постепенно начинает восстанавливаться. Большинство рестораторов организовали отлаженные процессы по работе на вынос или доставке готовых блюд (среди примеров на территории «Москва-Сити» можно отметить кафе «Зеленая точка») и востребованы сотрудниками и гостями бизнес-кластера. Фитнес-клубы приспособились к новой реальности посредством бесплатных онлайн-тренировок, им удалось организовать интерактивное сообщество, благодаря чему, они продолжают поддерживать своих резидентов и надеются привлечь новых членов после открытия. Такие игроки локального рынка, как медицинские клиники (Клиники « Чайка») повысили уровень своей социальной значимости за счет предоставления посетителям услуг и проведения экспресс тестирований, востребованных в период пандемии. «Азбука Вкуса» в партнерстве со Сбербанком представили инновационный подход в организации работы супермаркета, организовав флагманский проект без продавцов и касс, работающих через приложение take&go. Все эти нововведения направлены на поддержание лояльности своей аудитории и должны помочь торговой инфраструктуре МММДЦ восстановиться в кратчайшие сроки.
Елена Маслова продолжает свой комментарий:
«В период постпандемии, когда комфорт, время, отсутствие массового скопления людей станут наиболее ценными ресурсами, все больше внимание будет уделяться комплексной развитой локальной инфраструктуре ММДЦ «Москва-Сити», которая позволит удовлетворять ежедневный спрос работников и резидентов района в импульсных покупках, сервисе и услугах, а также может предоставить разнообразие концепций в сфере питания».