Аналитическое агентство Gfk завершает сделку по продаже российского бизнеса местному менеджменту, стремясь избежать давления со стороны властей и материнской компании.
Gfk продает российское подразделение
Российское подразделение аналитического агентства Gfk, ООО «ГФК-Русь», до конца августа будет продано местному менеджменту. Об этом сообщили несколько источников на рынке электроники изданию «Коммерсант». По их словам, с начала июня российский офис начал предоставлять аналитику без логотипов, что свидетельствует о подготовке к ребрендингу.
5 июня «ГФК-Русь» отправила российским клиентам, ритейлерам и дистрибьюторам письмо о реструктуризации бизнеса. Причиной, как сообщает газета, стало давление российских властей на зарубежные компании, занимающиеся анализом товарного рынка в России, а также внутренняя политика головного офиса американской компании NielsenIQ.
Законодательные изменения и давление на бизнес
Это решение связано с законопроектом, ограничивающим иностранное владение в структурах, которые проводят анализ российского рынка потребительских товаров. Законопроект был внесен в Госдуму летом 2023 года. Как пояснил один из соавторов проекта, депутат Антон Горелкин, документ направлен против Gfk и Ipsos, чьи данные используются для «корректировки санкций в отношении России». Законопроект был принят в первом чтении, однако второе чтение было отложено.
Влияние на рынок и будущее аналитики
До начала специальной военной операции на Украине Gfk продавала ритейлерам и дистрибьюторам аналитику по продажам смартфонов, бытовой техники и другой потребительской электроники. Несмотря на сложившуюся ситуацию, бизнес продолжает использовать эти данные. Gfk была ведущим аналитическим агентством в сфере потребительской электроники в России, подтверждает представитель РАТЭК Антон Гуськов. В 2023 году выручка ООО «ГФК-Русь» составила 2 миллиарда рублей, чистая прибыль — 465 миллионов рублей.
Ожидается, что стоимость заказов аналитики у независимого от иностранных владельцев Gfk может снизиться, так как больше не будет расходов на содержание зарубежных дата-центров. Однако, по мнению источника среди дистрибьюторов, компания сможет сохранить лидерство на рынке аналитики только в том случае, если не изменится состав менеджеров и аналитиков.