Общая выручка группы компаний Posti, частью которой является Itella, в 2018 году составила 1 610 млн евро, что на 2,2 % меньше, чем в 2017 году, когда этот показатель был равен 1 647 млн евро. По словам генерального директора Itella в России Юсси Куутса, развитие компании в 2018 году шло в рамках прогноза с продолжающимся переходом общества на электронные каналы взаимодействия и уменьшением почтовых отправлений – основного бизнеса группы. С 2008 года их объем сократился на 50%. Несмотря на снижение выручки, операционная прибыль компании составила 44,8 млн евро.
Чтобы адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка и клиентов, группа Posti обновила организационную структуру и операционную модель. Так, с 1 января 2019 года в состав Posti входит пять бизнес-групп:
- Почтовые Услуги (Postal Services)
- Посылки и Интернет-торговля (Parcel & E-commerce)
- Логистические решения (Logistics Solutions)
- Itella Россия
- Финансовые решения (OpusCapita)
Стабильная выручка и улучшение показателей операционной прибыли (EBIT)
Выручка Itella в России в 2018-м году осталась на уровне 2017 года. Направление авиа- и морских перевозок показало хорошую прибыльность, и, в целом, транспортное направление бизнеса показало рост по сравнению с 2017-м годом. Этому в немалой степени способствовали введенные в прошлом году корректировочные меры по улучшению оперативной эффективности транспортной логистики, в том числе усиленная работа с субподрядчиками и отказ от непрофильных и убыточных направлений.
В складской логистике по итогам 2018 года удалось сохранить результаты на уровне 2017 года, даже несмотря на закрытие площадок во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Кроме того, состоялась продажа курьерской компании «МаксиПост» и маркетингового агентства Itella Connexions. В целом, комплекс мер, предпринятых в 2018 году, способствовал повышению показателей операционной прибыли с -240 млн руб. по итогам 2017 года до 190 млн руб. в 2018-м.
В 2019 году Itella в России сосредоточится на повышении прибыльности своих основных направлений деятельности – складской и транспортной логистики, - отмечает Юсси Куутса. На положительные финансовые итоги компании в 2018 году повлияла в немалой степени хорошая рентабельность собственных Московских складских площадок. Средняя заполняемость складских площадей в Московском регионе на конец года достигла 95%. Собственные складские терминалы в Екатеринбурге, Новосибирске и Батайске компания планирует сдавать в аренду или продать. По словам г-на Куутса, данная мера уже оправдала себя, так как выход из нерентабельных участков существенно улучшил показатели направления складской логистики в целом.
Повышение уровня удовлетворенности
Логистическому оператору в 2018 году удалось существенно повысить показатель удовлетворенности клиентов: индекс NPS составил 65%. Особенно клиенты отметили высокое качество услуг компании, надежность, клиентоориентированность и профессионализм сотрудников. В 2019 году компания планирует дальнейшее увеличение индекса удовлетворенности клиентов.
Инвестиции в будущее развитие
Инвестиции Itella в России в клиентские проекты и проекты по модернизации складской инфраструктуры составили порядка 200 млн руб. Согласно планам компании, в 2019 году на эти же цели будет дополнительно выделено еще 300 млн руб.
В текущем году Itella в России также продолжит развивать проект по управлению собственным автопарком. В 2018 году компания прошла аудит и получила сертификат качества ISO9001 для транспортной деятельности, и уже в этом году собственный автопарк компании пополнился новыми тягачами марки Scania.
Адаптация бизнеса к новым требованиям
В связи со скорым введением таких изменений на рынке, как обязательная маркировка некоторых видов промышленных товаров, всем участникам цепочки поставок, в том числе производителям и 3PL-операторам, потребуется изменение действующих логистических бизнес-процессов. Например, для компаний фармацевтической отрасли, данные изменения вступают в силу уже в январе 2020 года. Компания Itella начала готовиться к обязательной маркировке еще в 2016 году вместе с некоторыми фармацевтическими клиентами, которые принимают участие в эксперименте Минздрава.
«Такая совместная работа позволила нам уже сейчас находиться в высокой степени готовности к реализации проекта по сериализации лекарственных препаратов, – отмечает Дмитрий Масальцев, директор коммерческого департамента Itella в России. – В первой половине 2019 года также вместе с клиентами мы начинаем готовиться к обязательной маркировке обуви и косметики».
В целом, основной задачей на 2019 год компания видит сохранение показателей прибыльности и обеспечение высокого уровня сервиса по основным направлениям транспортной и складской деятельности.