С конца февраля жизнь российских предпринимателей кардинально изменилась. Транспортную федеральную компанию «Автобус1» это тоже коснулось. Несмотря на то, что мы на рынке с 2008 года и стабильно растем, такие перемены стали полной неожиданностью.
Сначала началась инфляция. Многие организации стали поднимать расценки, однако мы приняли решение не торопиться, а следить за ситуацией.
В результате через месяц паника прекратилась, а цены заметно опустились. Только после этого мы скорректировали свои расценки, и это стало не так критично для клиентов, как если бы мы сделали это сразу. Клиенты отнеслись с пониманием и остались с нами.
Далее нас коснулись санкции, потому что вся отрасль зависит от наличия транспорта и его состояния. Большинство расходных материалов — сами автобусы, двигатели, трансмиссии, — поставляли из Европы. А затем привычные поставщики отказались работать с российскими компаниями.
Пришлось искать новых поставщиков — в тех государствах, которые были готовы сотрудничать. В основном это восточные страны. Со временем отрасль перестроилась и теперь работает именно с ними. Это основная тенденция на ближайшее время.
Но самое большое влияние на нашу компанию оказало объявление мобилизации. В связи с тем, что водителей мобилизуют часто, их количество сократилось на 10 % от общего числа. Это очень много.
Адаптироваться в этом вопросе оказалось сложнее, но тоже возможно: мы активно ищем новых водителей, иногда даже договариваемся с конкурентами, чтобы их водители помогали нам, а наши — им. Благодаря этому мы сохранили все контракты и продолжаем работать в прежнем режиме.
Мы не сокращаем штат — в этом нет необходимости: по вышеуказанным причинам у нас не было уволено ни одного человека. Наоборот, мы расширяемся, набираем новых людей, причем не только в России, но и в Беларуси. В планах — ввести дополнительные услуги, чтобы сделать сотрудничество с нами еще более комфортным для клиентов.
Транспортная компания «Автобус1» научилась работать в изменившихся обстоятельствах и продолжает адаптироваться дальше.