Российские компании существенно укрепили своё положение, однако для некоторых видов продукции по-прежнему сложно найти качественную замену на отечественном рынке
Pridex, один из ведущих игроков российского рынка fit-out, оценил, как изменились доли поставщиков из различных регионов мира (Россия, Европа, Азия) в офисной «строительной корзине». Если в 2021 году на Европу приходилось более трети (38%) всех закупок материалов и оборудования, то к декабрю 2023 года эта цифра снизилась до 24%, в то время как доля товаров отечественного производства выросла до 66%.
Исследование включает в себя три основных типа продукции: строительные (черновые) материалы, отделочные (чистовые) материалы и инженерное оборудование. Расчёты проводились на основе анализа собственных закупок компании, технических заданий клиентов и изучения требований открытых тендеров.
Строительные материалы
Основную часть рынка черновых материалов исторически занимают отечественные производители, поэтому расклад сил по сравнению с 2021 годом практически не изменился: бо́льшая часть позиций на 100% закупается в РФ. Исключение составляют расходные материалы (буры, свёрла, диски и др.), которые по-прежнему поставляются преимущественно из Азии.
Отделочные материалы
В сегменте отделочных материалов усиливают позиции азиатские производители: так, в осветительном оборудовании их доля увеличилась в три раза (с 10 до 30%). Кроме того, поставки европейских напольных покрытий снизились на 23 п.п. в пользу Азии, хотя эти изделия всё ещё преимущественно закупаются в Европе. В части сантехники европейские поставщики также по-прежнему сохраняют доминирующее положение, обеспечивая порядка 80% поставок в последние три года.
Увеличение доли отечественных компаний наблюдается, например, в закупках керамогранита (с 26 до 60% за два года) и осветительного оборудования (с 55 до 60%).
Инженерное оборудование
В сегменте инженерного оборудования существенно повысилась роль российских поставщиков. Наиболее значимые изменения произошли в части насосных систем, где доля отечественной продукции всего за год выросла с 2 до 72%. Кроме того, в разы увеличилась доля российской электрики и электроустановочных изделий (с 2 до 27%), существенно выросли закупки производимой в РФ трубной разводки и фитингов (металлических — с 67 до 85%, неметаллических — с 15 до 60%), а кабеленесущие системы полностью перестали закупаться в Европе.
Азиатские производители также усилили свои позиции по ряду направлений: их доля в поставках систем кондиционирования выросла с 10 до 75%, в щитовом оборудовании — с 10 до 50%, в насосном оборудовании — до 25%.
«Курс на импортозамещение продолжается, однако здесь важно учитывать два момента, — комментирует Александр Алейников, коммерческий директор Pridex. — Прежде всего, рост доли отечественной продукции не всегда означает, что производство действительно было полностью локализовано: в некоторых случаях иностранные компании фактически передали бизнес новым российским собственникам, однако технологии и комплектующие во многом остались зарубежными и продолжают ввозиться посредством параллельного импорта. Помимо этого, ситуация осложняется тем, что многие корпорации начали реализовывать крупные офисные проекты (например, собственные штаб-квартиры) ещё до введения санкций. Сейчас в них уже интегрированы определённые коммуникации и системы, предполагающие использование изделий конкретного производителя, что сохраняет необходимость поставок из Европы и поддерживает долю европейской продукции на высоком уровне по ряду направлений».