В 2022 году продажи предпринимателей выросли почти в 2,2 раза, частотность заказов на 50%, в 4 квартале компания вновь показала положительную EBITDA
За полный 2022 год оборот от продаж (GMV), включая услуги, вырос на 86% год к году до 832,2 млрд рублей – это выше собственного прогноза компании. Важными факторами стали рост продаж товаров предпринимателей почти в 2,2 раза и увеличение числа заказов более чем вдвое – до 465 млн.
На конец 2022 года количество активных покупателей достигло 35,2 млн человек – это почти на 10 млн человек больше, чем в конце 2021 года. Важнейшая для e-commerce метрика частотности заказов увеличилась на 52%, до 13,2 заказов в год на одного клиента. Таким образом, клиенты Ozon делают на площадке более одного заказа в месяц. В 2022 Ozon существенно нарастил базу активных продавцов: их число на платформе выросло более чем в 2,5 раза год к году и превысило 230 000.
Логистические площади выросли на треть до 1,4 млн квадратных метров, а число брендированных точек самовывоза превысило 24 500 на конец года.
Выручка в 2022 году выросла на 55% год к году, до 277 млрд руб. Большой вклад в рост показателя внесла сервисная выручка – она увеличилась в 2,5 раза благодаря росту числа транзакций и доставок по товарам продавцов. Также в 3 раза выросли доходы от рекламы – на это повлиял рост числа продавцов на площадке, а также переток рекламных инвестиций на маркетплейс на фоне сокращения рекламных площадок в РФ в 2022 году.
В 4 квартале 2022 года скорректированная EBITDA снова положительная – уже третий квартал подряд – и составила 3,9 млрд рублей. Компания добилась этого за счет последовательных действий по улучшению экономики, снижения расходов на фулфилмент-операции и доставку благодаря эффекту масштаба, а также росту эффективности маркетинговых расходов. Отношение скорректированной EBITDA к GMV улучшилось на 10,3 п.п. год к году и составило 1,3%.
Сумма чистых денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных банковских депозитов на 31 декабря 2022 года составила 90,5 млрд рублей ($1,3 млрд в долларовом эквиваленте[1]).
GMV Ozon в 4 квартале увеличился на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил 296 млрд рублей. Оборот товаров продавцов рос гораздо быстрее – более чем на 90% в 4 квартале. Выручка в 4 квартале выросла на 41% год к году – до 93,6 млрд рублей.
Убыток за 4 квартал снизился году к году на 46% и составил 11,2 млрд рублей. Убыток за полный 2022 год составил 58,2 млрд рублей, из которых почти пятая часть – 10,2 млрд – разовый эффект от признания убытка в связи с пожаром в августе 2022 года. Убыток объясняется, в первую очередь, продолжающимися инвестициями в логистическую инфраструктуру в регионах и продукты для продавцов и покупателей.
Сводная таблица: Ключевые операционные и финансовые показатели
(млн рублей, если не указано иное) |
За три месяца, закончившихся 31 декабря |
За год, закончившийся 31 декабря |
|||||
2022 |
2021 |
Год к году, % |
2022 |
2021 |
Год к году, % |
||
GMV вкл. услуги |
296 019 |
176 805 |
67% |
832 240 |
448 260 |
86% |
|
Количество заказов, млн |
174,6 |
92,1 |
90% |
465,4 |
223,3 |
108% |
|
Количество активных покупателей, млн |
35,2 |
25,6 |
37% |
35,2 |
25,6 |
37% |
|
Частотность заказов |
13,2 |
8,7 |
52% |
13,2 |
8,7 |
52% |
|
Доля маркетплейса от GMV вкл. услуги |
78,4% |
67,7% |
10,7 пп |
76,2% |
64,8% |
11,4 пп |
|
Выручка |
93 626 |
66 298 |
41% |
277 115 |
178 215 |
55% |
|
Скоррект. EBITDA |
3 933 |
(15 886) |
- |
(3 215) |
(41 156) |
(92%) |
|
Отношение скоррект. EBITDA к GMV вкл. услуги |
1,3% |
(9,0%) |
10,3 пп |
(0,4%) |
(9,2%) |
8,8 пп |
|
Убыток за период |
(11 212) |
(20 794) |
(46%) |
(58 187) |
(56 779) |
2% |
|
Чистые денежные средства, полученные от / (использованные в) операционной деятельности |
8 534 |
15 266 |
(44%) |
(18 753) |
(13 626) |
38% |
[1] Сумма в долларовом эквиваленте была рассчитана как сумма денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных банковских депозитов в рублях, конвертированная на основании обменного курса на конец соответствующего отчетного периода: 70,3375 рубля за 1 доллар США на 31 декабря 2022 года (источник: Центральный банк Российской Федерации).