В попытках уменьшить издержки и увеличить доход малый и средний бизнес делится на две категории: одни бросаются на любые логистические новинки, в итоге получая большой комплекс дополнительных услуг для выполнения базовой функции, другие же консервативно держатся за привычные и устаревшие схемы взаимодействия. Как достигнуть эффективности в управлении парками и на какие тенденции следует обратить внимание в наступившем году, мы обсудили с Натальей Милехиной, экспертом по бизнес-решениям компании Generix.
– Как малому и среднему бизнесу повысить эффективность управления парками?
– Эффективности управления как понятия не существует, это абстракция. Эффективность – это отношение положительных изменений к прилагаемым усилиям. Для понимания, положительные изменения у нас происходят или отрицательные, в первую очередь надо смотреть на стратегию, принятую компанией в текущем периоде. То есть понимать, за счет чего компания собирается быть успешной.
Обычно выделяют два варианта стратегии: понижение цен или повышение качества. Для стратегии низких цен эффективное управление будет означать максимальное использование имеющихся ресурсов или даже сокращение ресурсов при сохранении обслуживаемых объемов. Для стратегии повышения качества эффективное управление будет скорее отвечать за планирование ремонтов и техобслуживания для более четкого понимания имеющихся надежных ресурсов, так как повышенное качество будет требовать постоянного наличия некоторого количества свободных ресурсов. Малые и средние предприятия в данном случае могут выбрать любой вариант. Второй вариант особенно характерен для ниши специфических перевозок, в которой как раз удобно работать мелким фирмам.
Отдельный критерий эффективности – оптимизация затрат. Что тоже можно рассматривать с разных сторон. Для кого-то оптимизация – это уменьшение операционных затрат, а для кого-то – уменьшение капитальных вложений. Малые и средние фирмы скорее предпочтут (или будут вынуждены) уменьшать капитальные вложения, но нести более высокие операционные затраты из-за более широкого использования аутсорсинговых ресурсов и/или арендованного оборудования. В любом случае достижение эффективности – комплекс мер как логистических, так и коммерческих. Поэтому эффективность сильно зависит от командной работы внутри организации, хорошего обмена информацией и готовности сотрудничать.
– Какие сегодня применяются технологии оптимизации перевозок?
– В первую очередь это, конечно, различные классы IT-систем: TMS – для оптимизации использования существующего транспорта относительно загрузки или пробега, выбора маршрутов и поиска самого выгодного предложения на аутсорсинговые перевозки; Fleet Management System – для предсказуемости доступных ресурсов и уменьшения рисков эксплуатации; WFM System – для организации и стимулирования человеческих ресурсов; BI – для анализа существующих товарных потоков, для выбора сделать или купить, для расширенных коэффициентов эффективности. По результатам анализа в BI-системе может возникнуть необходимость использовать коммерческие технологии оптимизации. Сейчас актуальны различные виды шеринга. Компании могут вывести свои свободные ресурсы на рынок, объединиться с партнерами для получения более выгодных предложений по объемам, найти партнера для заполнения транспорта на обратном пути.
– Поговорим о достижениях. Какие новые сервисы, позволяющие оптимизировать логистические процессы, реализовали компании за 2019 год? На что стоит обратить внимание?
– Для информационных технологий в области логистики очень актуальными были сервисы по обмену информацией с ГИС: ЕГАИС, «Меркурий» и «Честный знак». Компании, которые предлагают готовые решения по этим информационным обменам будут все больше востребованы.
Еще одно новое, но быстро набирающее обороты направление – расширение специализаций компаний с существенным IT-потенциалом. Собственные направления в области логистики открыли компании, изначально специализировавшиеся в совсем других областях. Примерами таких проектов являются «Сберлогистика» и «МегаФон-КАРГО».
– Малый и средний бизнес в основном прибегает к использованию автотранспорта для логистики. Есть ли способы снизить затраты на оперирование вагонами, если компания их использует? И имеет ли смысл переходить на железную дорогу для таких компаний?
Как и в любом процессе, в первую очередь надо понять состав этих затрат. Потом разобрать по каждой составляющей, есть ли возможность ее уменьшить. Затраты на оперирование вагонами состоят из следующих частей: подача вагона к месту загрузки, перевозка груза, возврат вагона от места выгрузки, хранение вагона при отсутствии грузов, текущие ремонты и техобслуживание. Исходя из этого перечня, очевидно, что существенную часть затрат могут составлять пустые прогоны: подача к месту загрузки и возврат от места выгрузки. Сократить пустые прогоны можно, если построить замкнутый маршрут из попутных и возвратных грузовых потоков. Существуют и технологические способы сокращения затрат. Например, открытые платформы или складные контейнеры при порожнем возврате можно грузить друг на друга. При продуманной логистике все заработает.
Беседовала Юлия Чернышевская