В начале прошлого века самое срочное донесение могло попасть, например, из Москвы в Лондон лишь через несколько недель. Сегодня, при содействии международных курьерских компаний, оно будет на месте до 9 часов утра следующего дня. Эти чудеса стали доступны человечеству во многом благодаря усилиям логистов - специалистов, занимающихся доставкой самых различных грузов.
Термин "логистика" происходит от греческого слова logistike, в переводе означающего "искусство вычислять, рассуждать". Первыми логистами можно назвать маркитантов, которые появились еще в армии Римской империи. Они снабжали войска провиантом, умудряясь найти и в срок доставить пропитание для тысяч воинов. Постепенно из военной сферы приемы организации доставки грузов переняли торговцы, и вскоре эти методы были усовершенствованы уже на благо коммерции.
Сегодня логистика - это неотъемлемая составляющая бизнеса крупных компаний, а также самостоятельный бизнес, в котором заняты тысячи сотрудников. По всему земному шару оперируют сотни курьерских и транспортных фирм, осуществляющих доставку корреспонденции и грузов. Они имеют свои складские терминалы, самолеты, автомобили и пр. К примеру, одна лишь международная курьерская компания TNT имеет представительства в 200 странах и штат из 50 тыс. сотрудников.
Логистика - это не только транспортировка товаров. Она включает также таможенное оформление, хранение на складах, распределение потоков продукции, упаковку. Поставка свежих устриц прямо из Франции в роскошный ресторан - это пример доставки деликатного груза, требующей особой спешки при особых условиях хранения. Появление свежего хлеба в супермаркете за углом - это тоже дело рук логистов. Работа в условиях одного магазина - это одна категория сложности. И совсем другая - в крупных торговых сетях, вроде "Пятерочки", имеющей почти 150 магазинов по всей стране.
Главная задача логиста - соблюсти все условия доставки и минимизировать затраты, с тем чтобы повысить конкурентоспособность и прибыль компании. "Моя задача - обеспечить быстрое и с минимальными затратами продвижение продукции по цепи "закупки-продажи", - говорит менеджер по логистике сети гипермаркетов "Лента" Анна Скрыльник, которая, в свою очередь, руководит менеджерами подразделений четырех магазинов.
Логист договаривается с поставщиками о сроках, утрясает вопросы с машинами, контролирует растаможку, подыскивает оптимальное место хранения консервов, к примеру. Одним словом, налаживает бесперебойную работу цепочки от закупки до поставки непосредственно потребителю.
Логист должен обладать знаниями в разных областях. Экономика, менеджмент, право - вот далеко не полный перечень. Нужно также владеть специфической информацией (каковы размеры тары, вместимость основных транспортных средств, технические нормативы).
Им необходимы также аналитический склад ума, творческий подход в поиске решений, дисциплинированность, а также умение находить общий язык с разными людьми, от водителей грузовиков до чиновников Таможенного комитета. "Работа логиста напоминает игру в шахматы. Перед каждым ходом "игрок" просчитывает все возможные последствия, - отмечает менеджер по складскому хозяйству и логистике компании "Beverages and Trading" Александр Моцный. - Только в логистике не все поддается анализу, поэтому необходима также отличная интуиция и дар предвидения".
Логисту просто необходимо постоянно учиться. "Каждый случай особенный в моей практике, поэтому я постоянно расширяю свой профессиональный кругозор, - рассказывает специалист по транспорту одной экспедиторской компании. - Сегодня я организую маршрут доставки крана из Красноярска за границу, завтра - везу в Красноярск бананы. Один из редких заказов - транспортировка самолета ТУ-144 в частный музей в Германии".
В этой сфере, как и во многих других, есть свои специализации. К примеру, есть логисты, занимающиеся только таможенным оформлением грузов, или только складами. Ну а есть универсалы, способные выстроить всю цепочку от начала до конца. Они, как правило, занимают руководящие должности и ценятся наиболее высоко.
Зарплата логиста во многом зависит от занимаемой должности и статуса компании. Логисты уровня топ-менеджера зарабатывают от $600 до $2000. Руководители логистических направлений, скажем, по организации перевозок, от $400 до $ 1500. Начинающие специалисты могут рассчитывать на $150-300. При этом более высоко оплачивается труд логистов, работающих в компаниях Москвы и Петербурга (см. табл. 1 на с. 20).
Одна из популярных специализаций - логист по организации транспортных перевозок. Он может работать как в супермаркете, так и в экспедиторской компании. Его задача - минимизировать время нахождения товара в пути от пункта А до пункта Б. Для этого он выбирает оптимальный способ доставки груза, скажем по железной дороге или самолетом, составляет маршрут, обеспечивает условия хранения, особенно, если речь идет о доставке скоропортящихся товаров.
Одни логисты занимаются перевозкой по России, другие - по всему миру. В некоторых компаниях логисты специализируются по одному из направлений - перевозках на наземном, морском или воздушном транспорте. "Самое сложное - перевозка опасных и негабаритных грузов, к примеру дирижаблей. Необходимо подыскать специальный подвижной состав, собрать массу разрешительных справок, обеспечить безопасность, - добавляет начальник транспортного отдела компании "Транслайн" Кирилл Кутьин.
Еще одна перспективная специализация - складское хранение. Главная задача такого специалиста - обеспечить оптимальное размещение и высокую скорость обслуживания на складе. То есть быстро принять новую партию, допустим стройматериалов, компактно их расположить, ведь аренда каждого метра стоит больших денег. Но бывает, требуется распаковать контейнеры с офисной мебелью и обогревателями для отправки мелкими партиями в магазины или прямо домой к покупателю. "Для создания оптимальной схемы работы склада я должен разбираться в таких тонкостях, как периодичность заряда аккумуляторов для автоподъемников грузов", - делится Александр Моцный.
Трудно представить себе объемы всех складов Земли. Это миллионы квадратных метров холодильных камер и цистерн в аэропортах, на железнодорожных станциях, в морских портах. Только компания DHL имеет 430 складов и терминалов по всему миру. Длина самого большого терминала составляет почти два километра...
Другая востребованная специализация - менеджер по закупкам. Он снабжает производственные предприятия - сырьем, магазины - продуктами. Анализирует предпочтения покупателей, ищет выгодных поставщиков и контролирует сроки доставки... "Ошибка в расчетах - и придется расплачиваться за хранение на складе в течение еще недели или за потерю покупателей, которые уйдут за мебелью к конкурентам", - предупреждает менеджер по логистике магазина 1КЕА Артем Галушко.
Не менее ответственная работа у специалиста по таможенной очистке товара. В его обязанности входит выбор оптимального режима таможенного прохождения товара, оформление документов, подсчет пошлин и пр. "Цена ошибки за неверно заполненную декларацию - от штрафа в 1 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) до уголовной ответственности, - рассказывает Елизавета Воронкина из компании "Элкотек".
По данным рекрутингового агентства "Анкор" (Москва), наиболее востребованы сегодня логисты-универсалы, а также логисты узкого профиля: в сфере промышленного производства, по закупкам (со специализацией, например, в сфере упаковки), менеджеры по таможенной очистке товаров. "За последний год зарплата логистов по ключевым позициям выросла на 50%, - отмечает консультант московского кадрового агентства "Анкор" Инна Кузнецова. - А компенсационный пакет, как правило, включает служебный автомобиль, мобильный телефон, страховку и питание".
Куда пойти учиться?
За последние несколько лет система подготовки логистов в нашей стране в общих чертах сформировалась. Можно пройти обучение по этой специальности на всех уровнях, включая короткие профессиональные курсы, бакалаврские и даже магистерские программы.
Самый верный путь в логистику лежит через получение профильного высшего образования. С 2000 года в рамках эксперимента подготовку по специальности "Логистика" ведут семь российских вузов. Это, в частности, Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Государственный университет управления в Москве, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СП6ГУЭФ), Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОН), Ростовская государственная экономическая академия. В 2005 году, после первого выпуска специалистов, Министерство образования РФ подведет результаты этого эксперимента. В случае востребованности выпускников подготовка по этой специальности начнется и в других российских вузах. Впрочем, в положительном результате эксперимента уже мало кто сомневается.
Если вас привлекает работа именно в компаниях по перевозке грузов и пассажиров, можно освоить специальность "Экономика и управление на предприятии транспорта". В Москве таких специалистов готовят, к примеру, в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской экономической академии им. Плеханова (этот вуз имеет огромный опыт в подготовке специалистов в области материально-технического снабжения и сбыта). В Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения и Академии гражданской авиации обучают специалистов узкого профиля: по организации перевозок и управлению соответственно на железнодорожном и воздушном транспорте.
В Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций обучают специалистов по эксплуатации перегрузочного оборудования и складов, в Российской Таможенной академии - таможенному делу.
Специалистам, которые работают в логистической области, но имеют непрофильное образование, можно посоветовать программу второго высшего образования Международного центра логистики ВШЭ (Санкт-Петербург). Программа, разработанная в соответствии с требованиями Европейского сертификационного комитета по логистике (European Certification Board for Logistics, ECBL), рассчитана на 2,5-3 года и готовит менеджеров высшего и среднего звена.
Освоить азы профессии можно и на краткосрочных курсах. Например, в Международном банковском институте разработана программа "Управление транспортной логистической системой и организация международных перевозок". В течение трех месяцев слушатели изучают международный валютно-финансовый менеджмент, информационное обеспечение логистики и другие предметы.
Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) в Москве является головным вузом, осуществляющим координацию работы по подготовке отечественных специалистов по логистике в рамках стандарта специальности 062200 "Логистика", и единственным в России учреждением, принятым в члены Европейской логистической ассоциации - European Logistics Association - ELA). На кафедре логистики и в Международном центре логистики ВШЭ есть несколько сильных программ. В частности, программа второго высшего образования, направленная на повышение квалификации и профессиональную переподготовку топ-менеджеров компаний по логистике Executive Logistics Manager (ELM). Форма обучения - вечерняя или очно-заочная, длительность - 2,5 - 3 года. Есть и более короткие программы переподготовки, рассчитанные на год-полтора. Наконец, есть короткие курсы (3,5 месяца) на получение сертификата EJ Log Европейской ассоциации логистики (ECBL). Развитые международные связи кафедры логистики и МЦЛ ГУ-ВШЭ дают возможность направлять студентов на зарубежные тренинги и стажировки в крупнейшие европейские и американские университеты, а также в крупные российские компании ("ЮКОС", ОКБ "Сухой", комбинат "Звездный" и др.).
Обучение за рубежом
При всей универсальности базовых методик практическая деятельность логистов в разных странах существенно различается. Есть свои особенности в инфраструктуре, таможенном законодательстве, транспортной отрасли. Поэтому базовое высшее образование целесообразно получить дома, а за рубеж отправиться на магистерскую программу или стажировку.
Обучение в области логистики по магистерским программам предлагают многие зарубежные вузы. К примеру, Cranfield University (Великобритания) обучает топ-менеджеров по программе "Логистика и управление цепочками поставок". Программа рассчитана на два года и ведет к получению степени MSc in Global Logistics and Supply Chain Management. Вступительные требования: наличие высшего образования и владение разговорным английским языком.
В Institut International de Management pour la Logistique IML (Франция) разработана программа "Управление логистическими системами". Она рассчитана на 10 месяцев. Первую половину курса слушатели получают теоретическую подготовку, а вторую - стажируются на предприятиях. Присваивается степень MSc in Management of Logistical Systems. Аналогичную программу можно освоить в Institut International de Management pour la Logistique в Швейцарии.
Chalmers University of Technology (Швеция) разработал программу "Управление в логистике и транспорте" (MSc in Management of Logistics and Transportation), рассчитанную на 1,5 года. A Universiteit Ghent (Бельгия) предлагает обучение по программе "Логистика и транспорт" (European Master in Transport & Logistics). Она предполагает обучение на французском языке в течение года.
Глобализация шагает по Земле. К примеру, большая часть игрушек сегодня производится в Китае, а продается - по всему миру. Чем дальше, тем больше экспортируется товаров, прибавляя забот логистам. Словом, можно сказать определенно: с этой специальностью вы без работы не останетесь!
Таблица 1. Средняя зарплата специалистов по логистике в Москве
Примечания: До вычета налогов. Источник: "Обзор заработных плат" рекрутинговой компании "Анкор" (июнь 2003 г)
***
Типовой учебный план по специальности 062200 "Логистика" в вузах России.
- Общепрофессиональные дисциплины: экономика организации, общий менеджмент, маркетинг, таможенное дело, управление внешнеторговыми перевозками, страховое дело и др;
- Специальные дисциплины: логистика снабжения, логистика производства, управление запасами в логистике, управление в логистических системах, экономическое обеспечение логистических систем, транспортировка в логистике и др.