Федеральная антимонопольная служба (ФАС) изучает возможность включения создающихся дочерних компаний ОАО "РЖД" "Транс-Контейнер" и "Рефсервис" в реестр монополистов. В компаниях считают, что это сделает их бизнес неконкурентоспособным.
"ФАС рассматривает возможность включения "ТрансКонтейнера" и "Рефсервиса" в реестр монополистов, - заявил "Гудку" главный специалист отдела железнодорожного транспорта Федеральной антимонопольной службы РФ Дмитрий Голополосов. - Мы проводим предварительный анализ, чтобы оценить рыночную долю "ТрансКонтейнера". Уже очевидно, что формируется национальный контейнерный перевозчик, который входит на рынок очень агрессивно. Это понятно, поскольку РЖД ставят перед компанией Определенные задачи. ОАО "РЖД" - монополист, поэтому закономерно, что дочернему предприятию делегируются монопольные функции по ряду позиций. Для того чтобы принять решение о включении "ТрансКонтейнера" в реестр монополистов, ФАС должна получить от РЖД уведомление о создании дочернего зависимого общества (ДЗО). Однако РЖД до сих пор не уведомили нас об этом".
На сегодняшний день "ТрансКонтейнер" осуществляет перевозки, которые тарифицируются по 3-му тарифному руководству, и далее предоставляет грузоотправителю экспедиторскую услугу, например по хранению контейнера, которую тарифицирует уже в соответствии с собственными представлениями о стоимости этой услуги. Очевидно, что здесь должно действовать антимонопольное законодательство, считает Дмитрий Голополосов. "Что касается "Рефсервиса" , то сегодня он располагает специализированным подвижным составом для перевозки скоропортящихся грузов. И отсутствие достойной конкуренции делает эту компанию монополистом в своей сфере" , - отметил он.
Создающиеся "дочки" считают будущими монополистами и в Федеральной службе по тарифам РФ. "Мы видим это из материалов, которые нам предоставляют РЖД" , - заявил начальник управления регулирования транспорта ФСТ России Виктор Квитко на недавнем заседании
"круглого стола" "Частный подвижной состав на железных дорогах России, стран СНГ и Балтии".
"Если рассматривать только контейнерный парк, то "ТрансКонтейнер" будет работать в конкурентном рынке. С другой стороны, компания владеет подавляющим количеством платформ, и здесь уже идет речь о монополии, - подчеркнул Виктор Квитко. - Опять же, контейнерные терминалы, которые передают "Транс-Контейнеру" , - это становой хребет контейнерных перевозок. Основная погрузка и выгрузка, все логистические операции этого вида транспортировки грузов в стране завязаны именно на эти терминалы. Поэтому я думаю, что это будет монополист".
В самих структурах компании "РЖД" , выделяемых в дочерние общества, мнение регуляторов не разделяют. "ДЗО "Рефсервис" не будет занимать монопольного положения на рынке перевозок скоропортящихся грузов (СПГ), - заявил "Гудку" исполняющий обязанности директора "Рефсервиса" ОАО "РЖД" Николай Аверков. - Согласно разработанному независимой консалтинговой фирмой бизнес-плану создания ДЗО, доля "Рефсервиса" на рынке железнодорожных перевозок СПГ не превысит 25 процентов даже при оптимистическом прогнозе. А в соответствии с законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. Что касается парка вагонов, передаваемых нам, то он составляет менее 35 процентов от обращающегося на территории России парка изотермических вагонов".
Кроме того, как считает Аверков, признание "Рефсервиса" субъектом естественной монополии приведет к тому, что компания не сможет использовать систему гибкого тарифообразования. "При этом создаваемое ДЗО станет неконкурентоспособным" , - подчеркивает и. о. директора "Рефсервиса".
Что касается вопроса о перспективе внесения в реестр монополистов "Транс-Контейнера" , то с организационно-правовой точки зрения он не будет являться ни перевозчиком, ни владельцем инфраструктуры. Об этом корреспонденту "Гудка" сказал пресс-секретарь "ТрансКонтейнера" Олег Смолин.
Относительно уведомлений, которые должно сделать ОАО "РЖД" в связи с созданием дочерних предприятий, главный специалист правового департамента компании Александр Андрюшин пояснил, что время для этого еще есть. "Согласно законодательству, датой создания акционерного общества считается дата его госрегистрации. В течение 45 суток с момента регистрации "дочки" РЖД обязаны уведомить ФАС о создании дочернего общества. Регистрация "Транс-Контейнера" как ДЗО намечена только на 4 марта текущего года. "Рефсервис" был зарегистрирован около недели назад, уведомление о его создании ФАС получит в установленные законом сроки. И если там признают создающиеся ДЗО ОАО "РЖД" монополистами, то все обязательства, которые предусмотрены этим статусом, будут выполняться".