Железная дорога идет на Север

Минуло семь лет с того времени, когда строители уложили последнее звено на полотно Амуро-Якутской магистрали - АЯМа на правом берегу Алдана у города Томмота. Дальше железная дорога не пошла. И хотя уже есть мост через Алдан, есть готовая десятикилометровая насыпь, убегающая к Амге за Якутский Укулан, ни одной рельсо-шпальной решетки за эти годы на нее не положено.

Кажется, целая вечность понадобилась руководству Якутии, чтобы доказать российским федеральным властям полную несостоятельность идеи обходиться в наше время, в условиях перевода всей экономики Дальнего Востока на новые рыночные отношения, традиционным со времен Хабарова и Бекетова водным путем завоза грузов, оборудования, продовольствия и нефтепродуктов.

Споры позади. У России теперь есть транспортная стратегия на ближайшие 25 лет. На карту-схему основных проектов, формирующих опорную транспортную сеть страны, нанесена коричневая линия, соединяющая Томмот со столицей нашей республики, городом Якутском. Это означает, что по программе Президента России строительство АЯМа будет завершено до 2010 года. Еще две железнодорожные ветки на Север от БАМа будут строиться после сдачи АЯМа в эксплуатацию. Это дорога на Эльгинское угольное месторождение мирового уровня, находящееся на юго-востоке нашей республики на стыке с Амурской областью и Хабаровского края, а также дорога из Усть-Кута на Непу (Нижняя Тунгуска) в Иркутской области. Эта ветка практически дойдет до юго-западной границы Якутии и приблизится к Витиму и Пеледую в Ленском районе.

Таким образом, перспектива для железнодорожных строителей Республики Саха (Якутия) на первую четверть века обозначена четко и обсуждена на Госсовете Российской Федерации.

В середине января состоялось очередное совещание у Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова по вопросу окончательной доводки железнодорожной линии Беркакит-Томмот и сдачи ее в этом году во временную эксплуатацию, организации на этом отрезке АЯМа грузоперевозок по нормам и правилам РАО РЖД до 3 миллионов тонн ежегодно. И, главное - открытие 2-го октября сквозного пассажирского движения поездов дальнего следования. На первом этапе из Томмота и Алдана до Москвы и Хабаровска.

Это очень важно сделать уже нынче, чтобы освободить транспортных строителей и незамедлительно начать прокладку рельсов дальше на Север. По задумке и настоянию Вячеслава Штырова АЯМ должна выйти к Лене уже в 2007 году в 100 километрах выше по течению от Якутска. Чтобы поспеть за такой короткий срок уложить почти столько же рельсов, сколько было уложено за 12 лет, то есть 350 км, прокладку нужно вести бамовскими темпами - не менее 100 километров в год.

29 января Вячеслав Штыров встретился с зампредами Правительства Российской Федерации Владимиром Яковлевым и Германом Грефом. Они уточнили позиции руководства федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в продолжении строительства магистрали, и руководства Якутии, инициировавшего подготовку Постановления Правительства РФ по АЯМу. Готовый проект постановления внесен Председателю Правительства России Михаилу Касьянову на подпись. В нем начало прокладки рельсов от Томмота, естественно, и финансирование, зафиксированы с 2005 года.

Судя по всему, можно поздравить транспортных строителей республики с удачным началом года, а жителей Якутии с важнейшим историческим событием - возобновлением строительства АЯМа - железной дороги, о которой мечтали многие поколения якутян. В этом году, по утверждению генерального директора АК "Железные дороги Якутии"Александра Дудникова, начнутся проектно-изыскательские работы на участке Томмот - Якутск протяженностью 450 километров. Фактически старт дан. 2004 год - сезон Амуро-Якутской магистрали.

На упомянутом выше совещании у президента республики руководство компании "Железные дороги Якутии" доложило о сегодняшнем состоянии АЯМа. Александр Дудников упомянул, что все планы, задуманные в начале года, все задания правительства республики железнодорожники выполнили и по итогам добились хороших производственных показателей.

Получена прибыль. Пусть пока и небольшая, но она характеризует потенциальные возможности железнодорожников Якутии. Объем перевозок составил около 2 млн тонн. В 2004 году планируется небольшое его увеличение за счет оживления маркетинговой службы, контейнерных перевозок, металлолома и развития угледобычи на шахте "Денисовская".

Если угольщики в ближайшие годы выйдут на проектную мощность (здесь задумано увеличить добычу каменного топлива до 3 млн, а в перспективе - до 5 млн тонн в год), то у компании "Железные дороги Якутии" работы значительно прибавится. Положение дел на этой шахте сегодня под неослабным вниманием президента и правительства республики как один из перспективных проектов.

На доводку магистрали в 2003 году было выделено из бюджета республики - 537 млн рублей, из федерального - 100 млн рублей.

Что на эти деньги смогли сделать транспортные строители?

По отчетам генерального директора "Дирекции по строительству АЯМа" Сергея Кляхина, сегодня на магистрали полностью выполнены 90% объемов пускового комплекса по земляному полотну протяженностью 180 километров, 106 мостов доведены до параметров, обеспечивающих безопасность движения в режиме временной эксплуатации со скоростью грузовых поездов 50 км в час, в верхнее строение пути уложено около 143 тысяч кубометров балласта и построено более одного километра новых путей.

Кроме того, смонтировано в траншеях на участке Таежная - Томмот 350 км кабеля и от Нерюнгри до Томмота установлено 19 мачтовых антенн радиосвязи. Большую работу провели строители по энергообеспечению магистрали, освещению раздельных пунктов на перегонах Огоньор, Хатыми, Таежная, Большой Нимныр, смонтированы станционные здания блочного типа на разъездах Чульман, Чульбасс, Тенистый, Нижний Куранах и других.

Начато строительство двух больших железнодорожных вокзалов, и уже готовы первые этажи в Алдане и Томмоте.

На такой стройке, естественно, не обойтись без возведения объектов социального назначения, так называемых внетитульных объектов. За счет средств магистрали будут построены центральная котельная и школа искусств в городе Алдане, больница, спортивный зал и школьные мастерские в городе Томмоте. Некоторые здания уже строятся, другие только проектируются.

На совещании у президента республики была обозначена окончательная цифра расходов - 1 миллиард 501 миллион рублей, которые необходимы для полного завершения всех работ на участке Беркакит - Томмот и сдачи 360-километровой железной дороги во временную эксплуатацию в конце текущего года.

Из этой суммы почти 800 млн уйдет на достройку магистрали по нормам эксплуатации, принятым на российских железных дорогах. В противном случае магистраль не будет принята государственной комиссией. А это значит, что республика не сможет пользоваться ею в полную силу, что будет упущено немало экономических возможностей и времени, выгоды и доходов казны. Самое важное - мы не сможем открыть, как задумали, пассажирское движение поездов от Томмота и Алдана по России.

Чтобы этого не случилось, на оставшееся до октября время железнодорожникам республики необходимо, как отмечается, по минимуму пополнять основные фонды приобретениями на общую сумму до 326 млн рублей.

По информации Александра Дудникова, надо покупать еще два магистральных тепловоза в расчете на то, что они будут обслуживать только пассажирское движение поездов, а также один маневровый и доводить общее количество тяговых машин до семи. Нужно приобрести на первое время и семь пассажирских вагонов Тверского вагоностроительного завода или германского производства. Четыре плацкартных и три купейных. Стоимость каждого на рынке сегодня составляет разброс от 6 млн (б/у, но в хорошем состоянии, с запасом ресурса) до 12 млн рублей. Это уже новенький вагон с завода.

По нормам МПС России и правилам временной эксплуатации необходимо иметь и определенное количество другой железнодорожной и автомобильной техники, станков и оборудования. В перечне более 320 наименований.

Как бы то ни было, а начавшийся год подарит Якутии первую внутриреспубликанскую железнодорожную магистраль в готовом виде. Он войдет в историю как начало новой эпохи в экономическом развитии производительных сил Республики Саха (Якутия), технического перевооружения в освоении богатых недр Севера. А о социальном значении начала эксплуатации АЯМа и говорить не приходится - оно неоценимо.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости