РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ

Жители российских мегаполисов тратят около $800 млн. в год на покупки в Интернете

ФАНАТЫ ШОПИНГА НИКОГДА не поймут покупателей интернет-магазинов: ведь те сами лишают себя радости многочасовых хождений по торговым центрам, возможности рассматривать покупки со всех сторон и трогать их руками. Но, несмотря на это, число посетителей интернет-магазинов только увеличивается, а продажи растут, по разным оценкам, на 50-70% в год.

Большинство клиентов российских интернет-магазинов - работники офисов. Не отрываясь от монитора на работе, они совершают покупки (компьютерные комплектующие, мобильные телефоны, книги, CD и DVD, цветы и парфюмерия) и заказывают доставку прямо в офис.

Сегодня, по оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в России действует более 500 заметных интернет-магазинов и свыше тысячи совсем мелких.

Недавно в Рунете появился "Гипермаркет Rambler" - "торговый центр", созданный сетью интернет-магазинов eHouse совместно с одной из крупнейших информационно-поисковых систем - Rambler.

Валерий Гасратов, директор по рекламе и PR холдинга eHouse, рассказывает, что его компания пошла на контакт с Rambler и предложила интернет-холдингу заняться совместным торговым бизнесом, рассчитывая на известность и аудиторию портала (по данным Liveinternet, в неделю Rambler посещают в среднем 1,4 млн. пользователей): "Нам нужна их миллионная аудитория для того, чтобы продавать больше товаров. Это нормальные задачи для торгового бизнеса. Сейчас ведутся переговоры об открытии подобного проекта с еще одним крупнейшим российским порталом - Mail.ru".

Генеральный директор интернет-холдинга Rambler Денис Калинин тоже видит в онлайн-торговле перспективу для бизнеса и уверен, что "проект принесет компании дополнительный доход".

Работоспособность нового амбициозного проекта я решил проверить на практике. Дизайн сайта магазина Rambler оригинальностью не поразил: принцип заказа и основные блоки полностью повторяют "материнский" магазин - eHouse. Разве что цвета гипермаркета - фирменные, рамблеровские. Никаких сложностей ни с регистрацией в магазине, ни с поиском интересного товара не возникло. Поздно вечером я заказал через специальную форму Вluеtооth-гарнитуру для своего телефона, и уже утром мне позвонил оператор, подтвердил заказ и пообещал доставить его в течение двух-трех дней.

У сайта слишком скромный дизайн, но функциональная часть магазина никаких нареканий не вызвала. Оно и понятно: ведь по сути магазин-то совсем не новый проект, а объединенный под логотипом Rambler давно отлаженный бизнес eHouse.

Вероятно, именно тот факт, что магазинный бизнес был уже готовым, и привлек Rambler: открывать собственный онлайн-магазин с нуля и дорого, и хлопотно. По словам РR-директора интернет-магазина Ozon.ru Михаила Ятковского, запуск полномасштабного интернет-гипермаркета "с самым широким диапазоном товаров, собственной складской системой, максимально возможным набором средств оплаты и доставки и бюджетом на рекламную раскрутку сегодня обойдется в $5-7 млн.".

НЕ ВСЕ ПОДСЧИТАНО

ТОЧНО ПОДСЧИТАТЬ обороты рынка онлайновых продаж в сегменте В2С (продажи товаров населению) не берутся ни аналитики, ни сами участники. Неразбериха с данными связана с тем, что учесть выручку всех интернет-магазинов невозможно: какие-то торговые площадки намеренно прячутся за виртуальными стенами от налоговых органов, чтобы минимизировать издержки. Другая часть торгует контрафактом: серыми мобильными трубками, пиратскими DVD, нерастаможенной аппаратурой. Даже названия, не говоря уже об оборотах таких магазинов, в официальной статистике не фигурируют. В итоге оценки экспертов сильно разнятся.

Аналитическая компания J'Son & Partners уверена, что обороты интернет-магазинов, торгующих потребительскими товарами, составляют не менее $1 млрд. в год; НАУЭТ прогнозирует, что рынок интернет-продаж в секторе В2С в 2005 году составит $770 млн., а представители онлайн-магазина Ozon.ru оценивают рынок еще более скупо: в $200-400 млн.

И все-таки $1 млрд. кажется наиболее реальной цифрой. Ее легко просчитать. По данным ROMIR Monitoring, 42% российских пользователей Сети регулярно посещают сайты интернет-магазинов. Из них 41 % периодически совершают там покупки. Получается, что постоянными клиентами онлайн-магазинов, делающими как минимум два приобретения в год, являются 3,5 млн. россиян, а средний годовой чек российского онлайн-покупателя на покупки в Интернете составляет $285. Это похоже на правду, ведь наряду с относительно недорогими книгами, CD и DVD ($3-20) самыми популярными покупками являются мобильные телефоны ($150-200), компьютеры и комплектующие.

Более половины всех приобретений совершают жители Москвы. Здесь же располагается и наибольшее количество офисов и складов интернет-магазинов. Около 45% покупок приходится на Санкт-Петербург и другие города-миллионники. Ничего удивительного в этом нет: в регионах Интернет только начинает "набирать скорость".

ВЫГОДНАЯ ПОЗИЦИЯ

ГОВОРИТЬ о нашествии интернет-магазинов пока рано. Если сравнить даже самые оптимистичные оценки отечественного рынка онлайн-продаж, они будут гораздо ниже, чем в США: в прошлом году объем продаж через Интернет здесь перевалил за $ 100 млрд., составив 15% от всего товарооборота страны. О таком российским магазинам можно только мечтать.

Впрочем, зарубежные электронные магазины изначально попали в лучшие условия. Во-первых, они пришли на подготовленную почву. Михаил Ушаков, руководитель пресс-службы компании "Яндекс", говорит, что в США для интернет-торговли была готова хорошая база: давняя культура заказа товаров по каталогам, сформировавшиеся привычки аудитории к удаленным заказам и развитая логистика. Еще в 40-х годах XX века американские домохозяйки с упоением листали каталоги, выбирали и заказывали товары по почте. В России попытки приучить людей к понятию "товары - почтой" не удались: долгая и дорогая доставка свели идею на нет.

Кроме того, в Европе и Штатах еще в 80-х покупатели приучились расплачиваться в магазинах кредитными картами. В России же "пластик" стал широко известен всего около пяти лет назад, а недоверие к такому способу платежей пока вообще искоренить не удалось. Русский человек опасается даже не столько мошенничества с использованием пластиковых карт, сколько того, что деньги за заказ возьмут, а товар не пришлют.

Еще один немаловажный момент - уровень проникновения Интернета в развитых странах. Чем больше людей имеет доступ в Сеть, тем шире аудитория онлайновых магазинов. В тех же Штатах численность интернет-пользователей превышает 80 млн. человек в месяц, у нас - не более 20 млн.

Однако даже эти преимущества не помогли крупнейшему в мире магазину Amazon.com сразу стать успешным и занять позиции национального. Более пяти лет с момента создания он терпел миллиардные убытки и лишь в последние два года вышел в плюс, став первым в мире. В прошлом году только книг на Amazon было продано 1,1 млн. экземпляров...

В России из интернет-магазинов на слуху у пользователей Рунета, пожалуй, лишь Ozon и Bolero. Причем по показателям эффективности бизнеса Ozon находится лишь на седьмом месте (по оценке НАУЭТ), а первые три позиции достались проектам Parter, SendFlowers и Planetashop.

НАЗАД, В БУДУЩЕЕ

В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ, по оценкам аналитиков, ежемесячная аудитория Интернета в России может перевалить за 25 млн. Такой прогноз они объясняют тем, что во многих регионах страны реализуются программы компьютеризации и интернетизации. Кроме того, крупные провайдеры начали усиливать позиции на рынке доступа в Интернет и намереваются в 2006 году предложить еще более привлекательные тарифы и условия подключения к Сети, сделав ее массово доступной.

Параллельно развиваются и банковские услуги - потребители постепенно привыкают к возможности расплачиваться за покупки с помощью кредитных карт.

Михаил Ятковский утверждает, что в 2006 году на рынок "могут выйти несколько мощных игроков с проектами электронных магазинов с полной логистической цепочкой".

Но самое главное то, что топить российские магазины будет некому. Аналитики в один голос говорят, что мировые игроки в сторону Рунета даже не смотрят. "Самый мощный игрок - Amazon - вряд ли считает российский рынок более привлекательным, чем европейский или китайский, поэтому появления этого монстра в зоне .ru в ближайшие годы можно не ждать", - заключает аналитик J'Son & Partners Борис Овчинников.

А это означает, что "золота эра" онлайновых торговцев еще впереди.

***

[Графические материалы:

Список покупок Что покупают посетители российских интернет-магазинов

Материал доступен в бумажной версии издания]

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости