Основные направления деятельности Госнии ГА по поддержанию летной годности воздушных судов

Первым основным направлением деятельности института является комплекс исследований и сопутствующих им работ по поддержанию летной годности воздушных судов (ВС), суть которых заключается в постоянном мониторинге условий эксплуатации парка ВС, испытаниях и оценке характеристик материалов и конструкций ВС, анализе отказобезопасности компонентов ВС, обосновании возможности увеличения ресурсов и сроков службы. В этом направлении деятельности можно выделить следующие основные области.

1. Известно, что коррозия -это враг N 1 для прочности и долговечности конструкции ВС. Полное устранение явления коррозии не представляется возможным вследствие значительной конструктивной сложности и малой приспособленности к защите значительного числа элементов и узлов конструкции, неизбежного контакта разнородных конструкционных материалов, структурной нестабильности и неоднородности материалов и заготовок, специфического воздействия внешней среды в условиях механического нагружения. Исследованиями, проведенными ГосНИИ ГА совместно с ВИАМ и ЭРАТ ВВС, установлено, что на ряде самолетов электрохимическая коррозия сопровождается биокоррозией, особенно в зоне установки туалетов.

С целью поддержания летной годности парка стареющих ВС научно-исследовательская и нормативно-методическая деятельность НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА в области защиты от коррозии осуществляется по следующим основным направлениям:

- внедрение технологий проведения работ по дополнительной защите от коррозии ВС с использованием существующих типов ингибированных нефтяных составов (ПИНС);

- разработка новых типов ПИНС, в том числе с наличием бактерицидных свойств;

- разработка и внедрение для эксплуатируемых ВС конкретных типов Технологических инструкций по уходу и защите от коррозии, а также паспорта их коррозионного состояния;

- проведение экспертной оценки препаратов для очистки (санобработки) ВС и противообледенительных жидкостей с целью исключения их негативного влияния на элементы конструкции ВС.

2. Результаты исследований, проведенных специалистами ГосНИИ ГА, свидетельствуют - на каждом проверяемом ВС было обнаружено от 2 до 5 агрегатов с неизвестными ресурсными характеристикам (может быть даже списанные) и (или) с неизвестным происхождением. По терминологии ИКАО - определение подлинности как компонента ВС, так и источника его поставки, называется оценкой аутентичности компонента ВС.

В институте разработана методика выявления "подозрительных" компонентов ВС. Ее особенностью является практическое внедрение элементов и принципов CALS -технологий. В частности, высокая достоверность результата оценки аутентичности компонентов ВС (по экспертных оценкам специалистов - до 98%) достигается за счет применения "объектных технологий". Методика прошла практическую апробацию и показала свою высокую эффективность. Наглядность и объективность получаемых данных позволяют обоснованно принимать решения о возможности (не возможности) дальнейшей эксплуатации компонента ВС.

Практическая реализация методики в сложившихся условиях осуществляется в рамках процедуры индивидуального продления ресурса и срока службы ВС, которая в настоящее время является единственно эффективным мероприятием, компенсирующим отсутствие работ по обязательной сертификации организаций-поставщиков кондиционных компонентов ВС. Однако в институте аккредитован в рамках системы сертификации МАК и успешно функционирует центр добровольной сертификации организаций-поставщиков авиационно-технического имущества для гражданской авиации.

3. Сохранение летных характеристики ВС - это неотъемлемая часть поддержания его летной годности. Например, для самолетов Ту-154 характерными последствиями несохранения летных свойств является увеличение расходов топлива в крейсерском полете в среднем на 10% по сравнению с данными, заявленными в РЛЭ, и нарушение параметров поперечной балансировки ("валежка"), связанное с изменением нивелировочных характеристик крыла и неравномерным распределением топлива по левым и правым группам баков.

Отмеченные недостатки устраняются регулировкой маршевых двигателей, устранением погрешностей бортовых топливомеров и регулировками системы поперечного управления.

Работы по количественной оценке основных летных характеристик экземпляра ВС в процессе эксплуатации по данным систем объективного контроля проводятся в ГосНИИ ГА. Эти работы имеют своей целью не только поддержание летной годности за счет доведения характеристик отдельных экземпляров ВС до требуемого уровня, но и корректировку эксплуатационной документации, совершенствование технологий ремонта и технического обслуживания ВС.

Вторым основным направлением работ института является повышение эффективности процессов технической эксплуатации авиационной техники. Работы этого направления весьма многообразны. Вот перечень только основных из них, внедренных в отрасль:

* прогрессивные методы и технологии технической эксплуатации по состоянию, стратегии безремонтной эксплуатации ВС (новые регламенты технического обслуживания самолетов Ту-204, Ил-96-300, Ан-124-100, Бе-200 и др.);

* методики документирования технического состояния ВС на базе компьютерных технологий получения, хранения и обработки информации (тест-программы документирования технического состояния самолетов Ту-154, Ту-134, Ту-204, Ил-86, Ил-96-300, Ил-62, Ил-18, Як-40, Як-42, Ан-124-100 и др.);

* эталонные экземпляры эксплуатационной документации и сверка рабочих экземпляров авиапредприятий на соответствие эталону (самолеты Як-40, Як-42, Ту-154, вертолет Ми-8 и др.);

* методы и средства неразрушающего контроля и технической диагностики ВС и комплектующих изделий (внедрение методов ультразвукового контроля при контроле наличия влаги в сотовых конструкциях самолетов Ил-86, Ту-204, Ил-96-300, Ан-124-100 и др.), проведение комплекса испытаний и внесение в российский реестр новейших приборов неразрушающего контроля отечественного и западного производства;

* системы обучения и аттестации специалистов отрасли по неразрушающему контролю, технической диагностике и антикоррозионной обработке ВС.

Третьим основным направлением деятельности является активное участие в авиационном нормотворчестве и научная экспертиза нормативных и технических документов специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Например, при участии ГосНИИ ГА разработана и совершенствуется нормативная база по центрам технического обслуживания и ремонта авиатехники (Центры ТОиР), которые должны быть сертифицированными организациями по техническому обслуживанию и ремонту ВС, соответствующими требованиям ФАП-145, но имеющие ряд особенностей:

1. Система качества Центра ТОиР охватывает обеспечение и контроль качества на всех уровнях.

2. Функционирование Центра ТОиР непосредственно связано с разработчиком воздушного судна. Здесь целесообразно использовать опыт крупных организаций по ТОиР и изготовителей в США, где работают представители фирм - разработчиков ВС. Функция представителя разработчика ВС в такой организации заключается в постоянной конструкторской и технологической поддержке новых и сложных работ по ТОиР, удостоверении соответствия устанавливаемых авиационных компонентов типовой конструкции и сертификации летной годности экземпляра ВС.

3. Центр ТОиР является экспериментальной базой по апробированию и внедрению новых авиационных требований и нормативно-технической документации. Квалификация операторов-диагностов должна позволять силами самого Центра разрабатывать методики неразрушающего контроля.

4. Центр ТОиР одновременно является сертифицированным поставщиком авиационных компонентов, которое осуществляет входной контроль поступающих от предприятий-изготовителей или авиаремонтных предприятий изделий авиатехники.

5. Центр ТОиР - это организация с правами ведущего ТКБ и осуществляет постоянную техническую поддержку своих клиентов по их запросу. Техническая поддержка должна найти свое отражение в соответствующем подразделении Центра ТОиР. Обычно в крупных европейских сервисных центрах такими подразделениями являются отделы поддержки заказчика.

Неотъемлемым условием сертификации Центра ТОиР должно быть участие специалистов разработчика ВС в качестве независимых экспертов в комиссии по сертификации Центров.

Новое направление деятельности Центра, которое формируется в настоящее время, - это информационное обеспечение на базе CALS - технологий государственного контроля летной годности типовой конструкции воздушных судов.

Итак, в период, когда большинство авиакомпаний лишены по финансовым причинам возможности обновлять свой парк, трудно переоценить деятельность ГосНИИ ГА по поддержанию летной годности и продлению ресурсов и сроков службы авиационной техники. То, что воздушный транспорт полностью обеспечивает нарастающие в последние годы потребности экономики страны без снижения уровня безопасности полетов, в немалой степени определяется успешной работой института в этой области.

Основные результаты деятельности ГосНИИ ГА являются совместными разработками с научно-исследовательскими и конструкторскими организациями авиационной промышленности, авиакомпаний и организаций по техобслуживанию и ремонту авиатехники при активном участии специалистов Минтранса РФ и Межгосударственного авиационного комитета.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости