Минпромторг делает ставку на эффективность: локализация роботов отложена до 2030 года

Промышленные роботы на сборочной линии — автоматизация производства в машиностроении, 2025 год

Россия меняет подход к господдержке в промышленной робототехнике. Как сообщают «Ведомости», обязательные требования по локализации производства роботов до 2030 года применяться не будут. Минпромторг сосредоточится на поддержке тех решений, которые дают реальный рост производительности.

Ключ к господдержке — не «где сделан», а «как работает»

8 октября 2025 года министр промышленности и торговли Антон Алиханов заявил, что до 2030 года Минпромторг не будет учитывать уровень локализации при выдаче субсидий на робототехнику. Приоритет смещается в сторону оценки эффективности: решающими факторами станут рост производительности труда и реальная отдача от внедрения роботов. Ведомство уже готовит соответствующие изменения в нормативные документы.

Таким образом, ключевая цель — не просто стимулировать внедрение робототехники, а добиться ее практического эффекта на предприятиях. Поддержка распространяется как на российских, так и на иностранных производителей, что должно ускорить технологическое обновление.

Почему локализация ушла на второй план

По данным Минпромторга, только шесть типов роботов от четырех российских производителей внесены в реестр согласно постановлению № 719, определяющему степень локализации. Это крайне ограниченный выбор на фоне растущего спроса.

Несмотря на отказ от требований локализации, ведомство ожидает, что число компаний с подтвержденной локализацией удвоится до конца 2025 года. Речь идет не о полном отказе от курса на импортозамещение, а о его временном «перезапуске» — с акцентом на стимулирование спроса и реальные результаты на производстве.

Как будет оцениваться эффективность

Методология оценки пока разрабатывается. Предполагается, что предприятия должны будут обосновать ожидаемый экономический эффект при подаче заявки, а после внедрения — подтвердить его достижение: рост выработки, снижение брака, повышение выпуска и пр. Поддержка будет предоставляться адресно, с учетом специфики отрасли и техпроцесса.

Дополнительно предприятия смогут воспользоваться сопровождением от АНО «Федеральный центр развития компетенций в сфере производительности труда», который помогает определять участки производственной цепочки, наиболее подходящие для роботизации.

Финансирование и цели на горизонте 2030

Федеральный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства» предусматривает до 350 млрд руб. на поддержку отрасли. Цель — к 2030 году довести количество промышленных роботов на предприятиях до 99 325 единиц. Сейчас их менее 15 000.

Для сравнения: в Южной Корее плотность роботизации в 2024 году составляла 1012 роботов на 10 000 работников. В России — всего 19. Целевой ориентир Минпромторга — 145 роботов на 10 000 человек.

Инструменты поддержки: от субсидий до кешбэков

Рынку доступны разнообразные формы поддержки: субсидии на НИОКР и внедрение, гранты для МСП, льготное кредитование, компенсация скидок, промышленный кешбэк, льготный лизинг. При этом текущие правила отбора не меняются: получатель субсидии должен быть финансово устойчивым, не иметь долгов и не находиться в процедурах ликвидации или банкротства.

Логика изменений: ускорение через спрос

Как отмечают эксперты, отказ от приоритета локализации отражает попытку «раскачать» рынок за счет стимулирования спроса. В условиях низкой плотности роботизации и ограниченной доступности отечественных комплектующих ставка на эффективность — более реалистичный путь к росту, чем жесткие требования по происхождению оборудования.

Аналитики указывают, что курс на локализацию сохраняется — но как среднесрочная цель. С 2026 года вступают в силу повышенные требования к балльной системе локализации, а с 2027 года они станут еще строже. Однако пока государство делает ставку на то, чтобы сначала насытить рынок и создать критическую массу внедрений.

Что дальше?

Для производителей и интеграторов это окно возможностей: теперь основное — доказать, что робот «работает» и дает измеримую выгоду. Такая модель поддержки может активизировать как закупки, так и интерес к разработке отечественной компонентной базы — но уже с опорой на сформировавшийся спрос. В условиях дефицита рабочей силы и высоких ставок на рост производительности — это, возможно, единственный прагматичный сценарий.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости