Маршрутизация меняет правила игры: почему бизнесу необходимо автоматизировать логистику

Для многих компаний планирование маршрутов — рутинная задача, которую не рассматривают как точку роста. Однако именно от грамотно выстроенной логистики зависит скорость доставки, оптимизация расходов и удовлетворенность клиентов. Пока одни продолжают работать вручную и теряют время и деньги, другие автоматизируют процессы и сокращают затраты до 30%. С Нодари Кезуа, CEO Яндекс Маршрутизации, разбираемся, почему цифровые инструменты маршрутизации становятся ключевым конкурентным преимуществом и как они помогают бизнесу работать эффективнее.

Ручное планирование больше не эффективно

Цифровизация логистики в России набирает обороты: по оценкам аналитиков, рынок инструментов для управления доставкой и транспортом ежегодно растет на 15–20%, при этом 60–70% решений — отечественные разработки. Тем не менее внедрение систем маршрутизации среди российского бизнеса все еще идет медленно, не более трети компаний сегодня используют автоматические программы для составления плана рейса. Остальные либо пока лишь рассматривают такую возможность, либо вовсе не задумываются об изменениях.

Большинство отечественных грузоперевозчиков продолжают вести логистику в Excel. Это приводит к ряду проблем: из‑за ручного учета часто возникают ошибки в адресах, организации порядка остановок, расчете пробегов, а также задержки с обновлением статусов заказов. Согласно исследованию ORTEC, наиболее серьезными препятствиями на мировом уровне, влияющими на оптимизацию маршрутов, становятся заторы на дорогах (18%), жесткие сроки (20%) и ограничения по вместимости транспортных средств (22%).

В условиях конкуренции такие сбои сразу отражаются на бизнесе: неэффективное планирование приводит к перерасходу топлива и потере времени. Компании, которые продолжают придерживаться устаревших подходов, теряют гибкость и не могут быстро реагировать на изменения в отрасли. На этом фоне выигрывают те, кто уже внедрил умные сервисы: они оперативно перестраивают процессы под новые рыночные реалии, точнее прогнозируют спрос, сокращают издержки и предлагают клиентам более выгодные форматы обслуживания. В итоге цифровизация логистики становится не просто трендом, а реальным конкурентным преимуществом.

Цифровой разум вместо интуиции: как алгоритмы принимают логистические решения

Скорость реагирования — первый ощутимый результат автоматизации. Современные системы позволяют создавать маршруты для целых команд всего за 10–15 минут. При этом они учитывают множество факторов: дорожные условия, загруженность городов, слоты доставки и ограничения по грузу. При изменениях в трафике или задержках путь автоматически корректируется, благодаря чему эффективность сохраняется, а риски сбоев минимизируются.

Вторая важная выгода — сокращение затрат. При наиболее оптимальном варианте пути водитель может заехать в большее количество точек. В результате число заказов уплотняется, а число простоев и пустых пробегов уменьшается. Все это снижает общие логистические расходы на 30%, а в отдельных случаях — и больше.

Системы маршрутизации часто интегрируются с GPS‑трекерами (технология спутникового позиционирования) и IoT‑устройствами (датчиками температуры, открытия дверей, уровня топлива). Такая связка дает возможность отслеживать каждую поездку здесь и сейчас: видеть точное местоположение транспорта на карте, контролировать параметры перевозки (температуру, влажность, вибрации), а также оперативно узнавать о фактах отклонения или простоях.

Помимо измеримых показателей, автоматизация — про ощущение контроля, прозрачности и управляемости. Руководитель видит картину в реальном времени, понимает, что процессы работают без сбоев, и легко прогнозирует нагрузку. В условиях конкуренции это повышает уверенность в устойчивости бизнеса и сводит управленческую тревожность к минимуму — особенно в периоды нестабильности или сезонных пиков.

Как российские компании используют маршрутизацию

Экономический эффект от внедрения умных систем лучше всего виден на конкретных примерах. Так, один из крупнейших российских производителей мороженого «Айсберри» ранее вручную распределял заказы, отправлял задания исполнителям по электронной почте, а курьеры уже на месте решали, в каком порядке выполнять доставки. Отслеживания статуса и местоположения практически не было, а некоторые участки пути и вовсе держались только на знаниях конкретных водителей.

Чтобы навести порядок, начали поэтапную интеграцию решения Яндекс Маршрутизации. Запустили пилот: часть сотрудников работала по-старому, часть — с новой технологией. Разница оказалась очевидной. У тех, кто использовал автоматическое планирование, пробег оказался ниже на 15%. В результате затраты на логистику удалось уменьшить на 10% за счет экономии на топливе, оптимизации фонда оплаты труда и более грамотного назначения транспорта.

Внедрение маршрутизации помогло оптимизировать логистику и одному известному сервису для оптовых закупок и сравнения цен поставщиков. Каждый день его торговые представители должны были совершать минимум 12 визитов. Чтобы выполнить установленные лимиты, приходилось посещать около 228 точек за 19 рабочих дней. При ручном планировании это превращалось в головоломку: нельзя было быстро учесть плотность маршрутов, расстояния, слоты и равномерно распределить нагрузку между сотрудниками. В итоге время в пути увеличивалось, а количество визитов в день оставалось на грани нормы.

Для решения проблемы внедрили автоматическое распределение задач. Подготовка заняла около трех месяцев: маршрутизацию адаптировали под 30 работников. Теперь путь для каждого представителя формируется за полчаса, общее время на составление графика сократилось в четыре раза. Количество посещений в день выросло на 10%, что позволило стабильно достигать целевых показателей без перегрузки команды и с лучшей точностью.

Сегодня внедрение инструментов маршрутизации — это не просто технологический апгрейд, а стратегическое решение, которое напрямую влияет на бизнес показатели. В условиях растущей конкуренции и требований клиентов к скорости и качеству доставки откладывать цифровизацию логистики значит сознательно уступать более гибким и технологичным игрокам.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости